Вновь сформированное правительство Армении, наряду с прочими заявлениями, обещало в ближайшие годы создать 100 тыс. новых рабочих мест. Заявление, конечно, довольно обнадеживающее, и вселяющее веру в наше светлое будущее по линии занятости. Однако насколько реально решение этой грандиозной задачи?
Просто так рабочие места создать трудновато. Надо, чтобы работники что-то производили, или оказывали какие–то услуги. Рынок наш насыщен товарами, в основном импортными, а сфера услуг заполнена многочисленными фирмами самого широкого спектра деятельности. Простейший пример: если на какой то городской улочке имеется мини-хлебопекарня, полностью обеспечивающая спрос местных жителей в хлебе, то открытие второй приведет к сокращению доходов первой. И, в результате бескомпромиссной конкурентной борьбы одно из этих двух предприятий неминуемо обанкротится и закроется. Так что новые рабочие места будут задействованы только временно, и все возвратится на круги своя.
Есть ли у нас положительные сдвиги в занятости населения? Согласно официальным данным, численность безработных в прошлом году, по сравнению с предыдущим годом, сократилась с 278,2 тыс. до 265,7 тыс. человек. Однако радоваться особо не приходится. Ведь за этот же период численность занятых, как ни странно, также уменьшилась – с 1185.2 тыс. человек до 1175.1 тыс. человек.
Выходит, что за год контингент безработных сократился на 12,5 тыс. человек, и одновременно работы лишились 10,1 тыс. человек. Одни компании принимают на работу, другие увольняют, и баланс, к сожалению, оказался отрицательным… Хотя могут быть другие причины этого явления, связанные с нюансами статистического учета.
Учтем, что в численность занятых включаются сотни тысяч фермеров. Между тем, как известно, именно сельчане пополняют ряды гастарбайтеров в других странах, в основном в России. Численность таковых, как можно предположить, составляет десятки тысяч человек, если порядком не больше… Среди них, естественно, имеются и городские жители, но в общей массе все же доминируют «фермеры». Так что они в принципе «занятые», но в других странах.
Не лишне просмотреть список крупнейших работодателей Армении, из числа коммерческих компаний. По информации Комитета по государственным доходам, в начале текущего года в Армении имелось ровно 413 коммерческих компаний, численность персонала которых составляла 100 и больше человек. Вместе же указанные компании обеспечили работой почти 155,8 тыс. человек.
В среднем на каждую организацию пришлось 377 человек. Итак, чтобы обеспечить 100 тыс. рабочих мест, необходимо 265 таких средних компаний. Учтем, что средний показатель ощутимо увеличивают крупнейшие компании-работодатели республики. Так, ровно половину общего контингента работников обеспечивают лишь 54 из указанных выше 413 коммерческих компаний.
Если рассчитать средний показатель на одно предприятие по линии этих 54 коммерческих компаний, то он будет намного выше – 1443 работника. Вроде бы проблема ясна. Стоит создать 69 таких крупных компаний, как проект в 100 тыс. новых рабочих мест будет успешно решен. Однако проблема в том, что подобные крупные предприятия, в таком количестве, практически нереально создать за столь короткий исторический промежуток времени, в пять лет.
Крупнейшие работодатели Армении представлены хозяйствующими субъектами естественных монополий, и их количество невозможно увеличить. Для этого придется заиметь новую сферу естественной монополии, а таковой в ближайшем, и даже в отдаленном будущем, не предвидится.
Другими крупнейшими работодателями являются три телекоммуникационные компании, закрытые акционерные общества «АрменТел» и «К-Телеком», а также «Оранж Армения». Данное количество фирм на рынке телекоммуникаций можно считать конкурентным, и оптимальным для масштабов нашей страны. Так что и в этой сфере появление новой мощной организации, наподобие вышеприведенного примера с хлебопекарней, ни к чему хорошему не приведет.
Представим, что произошло чудо, и у нас возник новый гигант промышленности, наподобие ЗАО «Зангезурский медно-молибденовый комбинат» или ЗАО «Наирит». В таком случае будет обеспечено примерно 2-3 тыс. новых рабочих мест. Последний показатель не выдерживает никакого сравнения с проектом правительства, к тому же вероятность создания столь крупных предприятий в течение пяти предстоящих лет — несколько под вопросом.
Но, предположим, упор надо сделать на средние предприятия, с персоналом от 100 до 500 человек. Средняя численность работников по таким компаниям составляет примерно 200 человек. Таким образом, для реализации проекта правительства в течение пяти лет необходимо создать ровно полтысячи средних компаний…
Но, снова представим, что произошло чудо, и компании созданы. Тогда возникает один кардинальный вопрос: а чем они будут заниматься, в условиях указанного выше насыщенности рынка товарами и услугами?! Есть два параллельных пути решения этой проблемы – развитие импортозамещающих отраслей, и нацеленность фирм на экспорт.
Предположим, наша табачная промышленность смогла вытеснить с рынка импортные сигареты (что весьма сомнительно). Тогда, в лучшем случае, можно рассчитывать на создание примерно 1,5 тыс. новых рабочих мест. Однако тенденции последнего десятилетия лет на рынке табачных изделий свидетельствуют об обратном процессе: импорт порядком вытеснил местную продукцию. Та же картина на рынке крепкого спиртного напитка – водки. Смогут ли местные производители преодолеть эти тенденции в ближайшем будущем, неясно…
Не секрет, что на рынке бытовой электроники и технически сложных приборов безраздельно властвует импорт. Наш, в смысле отечественных фирм, вклад ограничивается сборкой компьютеров. Остальное – продукция ближнего и дальнего зарубежья. Для того, чтобы освоить хотя бы сборку этих изделий в Армении, необходимо иметь и емкий внешний рынок сбыта. Иначе производство, в сравнительно малых объемах, будет просто нерентабельным.
Но специфика транспортных путей и геополитическая обстановка в регионе объективно сужают круг стран, в которых возможен сбыт товаров отечественного производства. К тому же и тамошние рынки давным-давно заполнены той же китайской и прочей продукцией. Проблемы есть и с подготовкой специалистов по этому производству. Так что этот вопрос довольно проблематичен.
Возможно ли резкое увеличение занятости в стране за счет продажи отечественных товаров за рубежом? Рассматривая вопрос в аспекте повышения занятости, исключим продукцию сельского хозяйства, так как ее экспорт в принципе улучшит лишь финансовое состояние наших фермеров. Иное дело перерабатывающая промышленность, нацеленная на вывоз, скажем, вин и коньяка, плодоовощных консервов и прочей продукции.
Однако здесь вновь возникает проблема внешних рынков. Счастливым исключением пока что остается лишь армянский коньяк, занимающий верхние строчки в экспорте страны. В целом, с учетом резкого наращивания экспорта, в сфере переработки сельхозпродукции можно ожидать создания от силы нескольких тысяч новых рабочих мест.
Добавим, что от легкой промышленности, обеспечивающей когда-то многие десятки тысяч человек, остались одни воспоминания, и надежд на ее восстановление нет.
Что касается наращивания экспорта продукции горнодобывающей промышленности и разработки открытых карьеров, то в этой сфере общая численность персонала более или менее стабильная, создание новых предприятий позволит трудоустроить лишь несколько тысяч человек. Отметим, что за прошедшие годы общая численность занятых в этой сфере не доходила до планки в 10 тыс. человек.
Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что задача создания 100 тыс. новых рабочих мест, в лучшем варианте, может быть реализована лишь частично. На сколько процентов будет выполнено это задание, зависит от эффективности деятельности вновь сформированного правительства.
Альберт Хачатрян
news.am