Пара слов о том, какие выводы напрашиваются за последние годы... Постепенно и неуклонно на фоне пользования достижениями общемирового технического прогресса на постсоветском («евразийском») пространстве происходит архаизация сознания и общества. Миллионы одновременно поклоняющихся Дарам волхвов и верящих в астрологию. Феодальные владения и замки, слуги и рабы. Массовые миграции за куском хлеба. Нападения на людей, которые по-другому выглядят и разговаривают: «черножопых», «узкоглазых» и т.д. Минимальная цена человеческой жизни, легкость, с которой одну часть населения страны можно натравить на другую, даже если это один народ. Обратная зависимость между количеством информации и способностью хоть немного критически ее оценивать – вопли в социальных сетях о том, что кого-то надо срочно и массово убивать, поголовная вера в мировые заговоры «темных сил».
В свое время на большей части пространства Евразии был запущен проект модернизации европейского типа и объединения под одной неограниченной властью, по сути дела новый, европеизированный вариант Золотой Орды. Потом, после революции 1917 года он достиг своей высшей точки при правлении большевиков при всех огромных и преступных издержках этого правления.
Большевики предприняли попытку уйти от схемы Золотой Орды и вместо этого довести европейские идеи до радикальной степени. Советский проект был основан на идеях не только равенства, просвещения и прогресса, но целенаправленного выращивания властью новой породы людей. По разным причинам такой проект на таком пространстве неизбежно должен был лопнуть и лопнул.
Одновременно с этим стал постепенно «сдуваться» и сам «Запад», который уже больше не мог поставлять на территорию Евразии новые идеи и смыслы для «перезапуска». Европа по мере объединения потеряла динамику и перешла в фазу нарастающей социально-политической «импотенции». Эти процессы не являются необратимыми, но они идут.
Без европейской «капельницы» идей на евразийском пространстве начался откат к прошлому, к огромной многоэтничной державе. Но не в сторону СССР-2, и даже не в сторону Золотой Орды имперского типа. А в сторону огромного феодального или рабовладельческого государства, разделенного на улусы, близкого к первой Золотой Орде (наличие мобильной связи, Интернета и фильмов 3D ничего не меняет). И мы находимся только в самом начале этого отката, долгого пути архаизации сознания, политики, социальных отношений. Эта архаизация тоже не фатальна, но она идет.
Сейчас и в объединенной Европе, и в постсоветской «Евразии» единственная жизнеспособная сила, противостоящие импотенции с одной стороны и архаизации с другой – это национализм. Нравится он кому-то или нет, но это так.
Не фетишизация этнических традиций, а революционный политический национализм, где индивидуальные права опираются на коллективные, где национальное государство предполагает суверенитет нации. Такой национализм, какой сегодня присущ многим каталонцам, шотландцам, баскам, венграм, полякам, который может восстановиться и у таких наций как англичане, французы, немцы, итальянцы. Такой национализм, как в западной и центральной Украине. Национализм, конечно, не обещает безоблачного и бесконфликтного будущего, он не бел и не пушист. Но он обещает хоть какое-то будущее, дает единственный источник энергии для общего дела. Национализм тоже из прошлого, но он из мира, который двигался вперед, а не назад. Национализм пока слабее своих противников и, если он проиграет, вряд ли что-то другое остановит уверенное движение к деградации и Европы, и «Евразии». Именно поэтому победа части народа, реально объедившейся в нацию, одинаково не выгодна правящему классу и там, и тут.
Cсылка оригинала: https://www.facebook.com/karen.aghekian/posts/715330638501369
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать