Предстоящий 12 декабря визит министра иностранных дел Турции Ахмеда Давутоглу в Ереван оживил политические баталии на тему армяно-турецкого диалога, основанного на подписанных в 2009 году в Цюрихе протоколах о нормализации двусторонних отношений и установления дипломатических контактов.

Армянские и турецкие СМИ комментируют визит Давутоглу в рамках заседания Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Ереван с диаметрально противоположных позиций. Турецкие и Азербайджанские СМИ уделяют больше внимания визиту министра, рассказывая о его "специальной миссии". Говорится также о том, что якобы Давутоглу лично желает встретиться с президентом Армении Сержем Саргсяном, чтобы передать ему "специальное послание". До приезда Давутоглу осталось несколько дней, но до сих пор не ясны повестка дня и график его встреч в Ереване. Турецкие СМИ сообщают о возможной встрече между Давутоглу и министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном.

В Армении же больше уделяют внимание не форме события, а содержанию, которое, согласно армянским комментаторам, в данном случае состоит в следующем: "Больших ожиданий от визита ждать не приходится. Давутоглу попытается превратить визит в политическое шоу".

Глава внешнеполитического ведомства Турции перед визитом уже успел сделать несколько заявлений, озвучив уже известный тезис Анкары о взаимосвязи процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта с нормализацией армяно-турецких отношений, из-за чего и последняя застопорилась. На этот раз также изменений в позиции Турции не наблюдается. "Если Армения намерена выйти из существующей изоляции, то она должна уважать территориальную целостность Азербайджана", - заявил на днях Ахмед Давутоглу.

Реакция армянской стороны не заставила себя жать. Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян посоветовал Давутоглу воспользоваться шансом и посетить мемориал Геноцида армян. "Вместо того чтобы делать провокационные заявления перед своим визитом в Ереван для участия в саммите ОЧЭС, которые могут только навредить вполне возможным позитивным сдвигам в регионе, лучше бы министр иностранных дел Турции воспользовался представившимся шансом, чтобы посетить мемориал Геноцида армян в Цицернакаберде и почтить память жертв геноцида", - заявил Кочарян.

Несмотря на что, что в сложившейся политической конъюнктуре больших ожиданий от визита Давутоглу в Армении нет, некоторые перспективы все-таки могут существовать. Визит главы МИД Турции вызывает интерес особенно на фоне неофициальных сообщений о том, что при посредничестве Швейцарии возобновились армяно-турецкие переговоры.

Директор Центра региональных исследований, политолог Ричард Киракосян считает, что у армянской стороны не должно быть иллюзий по поводу визита Давутоглу. "Ничего существенного от Давутоглу не стоит ожидать, он не предложит ничего нового для сдвига в процессе нормализации армяно-турецких отношений. Давутоглу - человек премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Он не искренен в своих заявлениях. Визит и заявления главы турецкого МИД о желании Анкары открыть границу, скорее всего, связаны с 100-летиней годовщиной Геноцида армян в Османской империи. В настоящее время Турция находится под прессингом в связи с 100-летием геноцида. На Турцию оказывается давление, чтобы она пошла на нормализацию отношений с Арменией. Давотоглу же начал весь этот спектакль относительно возможности открытия армяно-турецкой границы к 2015 году (100-летие геноцида), чтобы смягчить давление извне", - пояснил Киракосян.

Ссылаясь на слова президента Турции Абдуллы Гюля о том, что "Армения и Турция стали заложниками армяно-турецких отношений, а ключ решения проблемы находится в Баку", Киракосян подчеркнул, что влияние Азербайджана на Турцию достаточно значимо. "Азербайджан один из крупных инвесторов в турецкой экономике. Баку инвестирует не только в недвижимость или энергетические проекты, но и уже приобретает телевидение и газеты, что раздражает многих в Турции. В сложившихся условиях бесполезно надеется, что турецкое руководство во главе с Эрдоганом, который является защитником интересов Баку, пойдет на нормализацию отношений с Арменией", - подчеркнул эксперт, добавив, что "план Гюля" более реалистичен.

"Он состоит в том, что Абдулла Гюль победит на предстоящих в 2014 году президентских выборах (согласно новой конституции, Турция переходит к президентской форме правления - ред.) и обратиться к вопросу нормализаций отношений с Арменией. Гюля раздражает то, что небольшой Азербайджан может влиять на внешнеполитический вектор Турции. В этом плане у Гюля есть шанс, поскольку недавние массовые акции протеста в защиту парка Гези в центре Стамбула существенно ослабили позиции Эрдогана, который вдобавок и серьезно болен. Гюль, наоборот, продолжает укреплять свои позиции внутри Турции. Все же если президентом станет Эрдоган, Турция будет вести более агрессивную внешнюю политику", - подчеркнул Киракосян. Между тем, эксперт сообщил, что в настоящее время при посредничестве Швейцарии возобновился армяно-турецкий диалог, нацеленный на открытие границы и перезапуск железной дороги Карс-Гюмри. "Особых ожиданий от этого процесса нет", - добавил он.

Согласно утверждениям тюркологов, нежелание турецкого руководства пойти на открытие границы с Арменией следует объяснить внутриполитическими процессами в самой Турции, где фактор влияния Азербайджана достаточно велик. Во внутренней политике Турции, как считает турецкий историк и социолог Шериф Мардин, всегда имели большое влияние местечковые авторитеты, которых он обобщенно называет фактор "давление двора". "Основной электорат правящей партии "Справедливость и развитие" составляет не сегменты гражданского общества в Стамбуле или Анкаре, а представители именно этой прослойки, которая достаточно сенситивно относится к Азербайджану", - считают тюркологи.

В этом плане визит Давутоглу ничего не изменит, поскольку как показала практика, позиция Турции по открытию границы с Арменией не потрепела существенных изменений со времен президента Сулеймана Демиреля (1993-2000 гг.). Он утверждал, что Анкара не ставит под сомнение дружбу с Азербайджаном из-за незначительной выгоды от торговых связей с Арменией.

 

 

"Если даже представить, что к власти приходит Абдулла Гюль, в стратегическом плане во внешней политике Турции, нацеленной на торпедирование процесса международного признания геноцида, ничего не изменится. В этом контексте Гюль и экс-глава МИД Турции Али Бабаджан смотрят на ситуацию шире. Гюль может пойти на открытие границы, но сделает это для того, чтобы осуществить инвестиции в Армении, увеличить экономическую зависимость Еревана от Анкары, что может привести к тому, что сами армяне, в целях не ставить под удар экономические связи с Турцией, не захотят продолжить марафон по международному признанию геноцида", - резюмируют специалисты.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.