10:03 , 9 сентября, 2025
Сдали ли армянские власти коридор турецко-азербайджанскому тандему через американские "руки", или это все же инвестиционный проект с полным и безоговорочным соблюдением суверенитета Армении?
Итак, обо всем по порядку. Как известно, армянские официальные лица яростно отрицают "коридорную" терминологию и подчеркивают: никакого экстерриториального режима не предусматривается и все, что происходит или должно произойти в Сюнике, будет исключительно "с соблюдением суверенитета и территориальной целостности независимой Армении".
В преддверии вашингтонской встречи Алиев — Трамп — Пашинян пресс-секретарь армянского премьера категорически отвергла идею сюникского транзита без армянских пограничников/таможенников. Однако большая часть армянских и международных экспертов фиксирует, что тексты двусторонних меморандумов с США не конкретизируют функциональных особенностей TRIPP напрямую и оставляют большое пространство для разночтений. Это лишь усиливает ощущение наличия "двухуровневого" пакета договорённостей, где есть официальные формулировки и неофициальные приложения/соглашения.
В информационном пространстве проблема для официального Еревана состоит в том, что озвученные турецко-азербайджанским тандемом требования постоянно возвращают дискуссию к сути предусловий: то есть к отсутствию армянского погранично-таможенного контакта с азербайджанцами и азербайджанскими грузами.
Армянская сторона в ответ говорит только о том, что все пункты меморандума, подписанного в США, строго соблюдают армянское законодательство, однако напрочь отказывается отвечать на элементарный вопрос: а кто будет физически проверять азербайджанских граждан? Армянские пограничники и таможенники или…?
И тут начинается самое интересное. Прямого и понятного ответа на этот ключевой вопрос власти не дают. Ведь если досмотр и пограничный контроль осуществляют армянские службы, то это обычная дорога (пусть и с приоритетами, окнами, "зелёными коридорами" и т.п.). Если же вводится режим без участия армянских служб (или он опосредован третьей стороной/оператором по модели "neutral guarantor"), то это, по сути, по смыслу и по факту — экстерриториальный коридор с грубейшим нарушением суверенитета Армении.
Учитывая недомолвки армянской стороны и предельную откровенность Анкары и Баку, скорее всего, перед нами выстраивается классическая конструкция. По "бумагам" — это де-юре всего лишь транзитная дорога, но де-факто Азербайджану и Турции предоставляется экстерриториальный коридор.
Как отмечают в зарубежной прессе, публичные требования Баку, а именно проезд через территорию Армении, но так, чтобы азербайджанские граждане не видели "лиц армянских пограничников", указывают на движение именно к выше озвученному варианту. То есть предоставление коридора через формально внешнего — американского — оператора.
Нужно также учитывать, что в расчеты американцев входит стремление сделать так, чтобы TRIPP переформатировал карту сообщений Евразии. Эта логистическая система должна будет встроиться в их концепцию "Средний коридор" (Европа—Каспий—Центральная Азия), обходя Иран и Россию. Именно поэтому в Тегеране и Москве подозревают, что данный проект может быть стратегической ловушкой Вашингтона для евразийского вектора.
Кстати, сколько бы нам ни говорили о равноудалённости армянской внешней политики, реализация проекта TRIPP для Еревана означает резкий разворот в сторону Запада. Вообще создаётся ощущение, что для армянской стороны не столь важно — коридор это или дорога. Для нынешних властей Армении куда важнее, как будет называться в прессе этот логистический участок.
Требования Баку о пересечении армянской границы "без армянского пограничника", риторика Вашингтона и Анкары о "коридоре", а также слухи о долгосрочной аренде и особые права американского оператора на суверенной территории Армении — вот она "начинка" всего, что на самом деле происходит! Остальное всего лишь словесная эквилибристика…
Следовательно, TRIPP — это де-факто коридор, пусть и оформленный как "дорога под армянским суверенитетом". И именно поэтому власти Армении вынуждены безуспешно доказывать обратное, но каждый их аргумент упирается в простые вопросы о процедурах контроля при пресечении границы, на которые они старательно избегают отвечать.
В таком случае они должны смириться со следующей логикой. Если у Еревана нет понятного ответа на вопрос, кто же будет ставить штамп в паспортах при пересечении армянской границы, то экспертное сообщество и обычные граждане Армении будут вынуждены принимать за данность публичные заявления США, Азербайджана и Турции. В них предельно точно описывается архитектура режима логистики в армянском Сюнике. Это коридор с ограничением армянского суверенитета.