14:15 , 16 июня, 2025Сам по себе алюминий довольно мягкий металл, который не выдерживает больших нагрузок и довольно быстро теряет прочность, если подвергается динамической нагрузке.
Если же к алюминию добавить 4% меди, нагреть до 500°C для закалки, а затем плавно остудить, то через несколько дней его прочность значительно вырастет. Резко увеличивается и усталостная прочность, а упругость сохраняется. Это свойство открыл немец Альфред Вильм в начале 20 века. Продолжив опыты, он выяснил, что добавка магния и марганца еще увеличивают прочность.
Вильм был инженером в металлургической компании Dürener Metallwerken, и несколько лет спустя она предложила сплав Al-Cu-Mg-Mn производителям дирижаблей – от ее названия и произошло слово «дюралюминий» (а не от английского слова durable («надежный»), как можно было бы подумать).
Прочность дюраля на разрыв примерно в 5-7 раз выше, чем у обычного алюминия.
Прочность дюраля на разрыв примерно в 5-7 раз выше, чем у обычного алюминия – именно это позволило начать применять алюминий в авиастроении и космонавтике. Состав может отличаться – это сборное название.
При всех своих достоинствах, этот материал боится коррозии, в отличие от чистого алюминия. Поэтому детали, сделанные из него, нужно защищать, покрывая краской, слоем оксида (анодирование) или чистого алюминия (плакирование).
Алюминий применяют не только в авиации, но и во множестве других направлений. Например, из него делают велосипедные рамы и колесные диски для автомобилей.
И хорошо известно, что эти части не подвержены коррозии.
Позже были разработаны и другие алюминиевые сплавы, которые не имеют недостатка дюраля. Например, для производства велосипедных рам чаще всего применяют сплавы с международными обозначениями 6061 и 7005.
Первый содержит легирующие добавки магния и кремния, а также небольшие количества меди, магния, железа и хрома. Он хорошо сваривается и легко обрабатывается на гибочных станках.
7005 применяется для соревновательных велосипедов. Он более твердый и хрупкий. В его состав входит довольно много цинка, 4-5%, а также магний и медь.
Первыми строить металлические самолеты начали в Германии, а главным энтузиастом крылатого металла был знаменитый авиаконструктор Гуго Юнкерс.
Едва в молодой Советской республике появились собственные авиационные КБ, секрет немецкого дюраля стали изучать с целью разработать отечественную замену. Наши металлурги добавили в сплав 0,3-0,5% никеля и поколдовали с долями других компонентов. Новый сплав назвали «кольчугалюминием» по названию Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором его впервые начали выпускать.
В 1943 году в СССР начали работу над самолетом, способным нести советскую атомную бомбу: результатом этой работы стал бомбардировщик Ту-4. Фактически, это была копия американского дальнего бомбардировщика B-29 Superfortress – попавший в 1944 году в Советский Союз экземпляр тщательно изучали.
Оригинал был сделан из американского сплава 2024. Советский сплав Д1 в замену не годился, потому что уступал по прочности. Тогда Сталин приказал разработать «полный аналог»: «…Не допускается никаких отклонений от американского прототипа, ни в одной детали, ни в одном агрегате…», – говорилось в его приказе.
Выяснилось, что 2024 содержал больше магния, чем Д1 и небольшое количество хрома. Так родился отечественный сплав Д16, из которого сделаны многие советские послевоенные самолеты.