Можно и лучше, но не при этой власти


07:57 , 24 октября, 2021

Отвечая на вопросы в ходе международного "Валдайского форума" президент России Владимир Путин сделал вчера ряд знаковых заявлений, касающихся перспектив развития ситуации в регионе нагорно-карабахского конфликта. Остановимся на ключевых тезисах относительно долгосрочного урегулирования в регионе в целом.

"ЭТИ УСЛОВИЯ МОГУТ БЫТЬ созданы только в том случае, если обе стороны примут достигнутые договоренности как долгосрочные, и с обеих сторон оценят преимущества, хочу это подчеркнуть, преимущества мирного сосуществования", - заявил Путин.

Что означает принятие обеими сторонами договоренностей, как долгосрочных? В устах российского президента это означает, что и Еревану, и Баку не стоит предаваться иллюзиям о том, что ситуация в Арцахе может принципиально измениться в обозримом будущем: положение дел, которое сегодня сложилось, это новый статус-кво по итогам 44-дневной войны.

Для Баку это необходимость осознания того факта, что неоккупированная им часть Арцаха - фактически армянская территория и безопасность проживающих там людей гарантирована. Как подчеркнул Путин, российские миротворцы достойно исполняют свой долг, в Арцах вернулось свыше 50 000 беженцев. Для армянской же стороны это осознание того, что Гадрут и Шуши потеряны…

Путин отметил, что и в Армении, и в Азербайджане есть политические силы, которые недовольны сложившейся ситуацией и считают, что можно было бы сделать лучше. "Но всегда возникает ответ: "Попробуйте сделать лучше", - добавил российский лидер.

Можно ли было сделать лучше? С ответом на этот вопрос с азербайджанской стороны пусть разбираются азербайджанцы. Что до ответа с армянской стороны…. Увы, Путин прав. В сложившейся ситуации, и, что не менее, а скорее даже более важно, при этих властях вряд ли было возможно добиться для Армении и Арцаха чего-то большего… В этом суть нашей проблемы тогда, и в этом суть наших продолжающихся проблем после выборов 20-го июня.

Далее Путин заявил, что для того, чтобы создавшаяся ситуация стала долговременным решением, надо продвигаться дальше, а не уповать только на соответствующую статью трехстороннего заявления от 9-го ноября о возможности продления срока пребывания в регионе российских миротворцев. "Дело в том, чтобы наладить отношения между двумя странами – вот что самое главное", - говорит президент РФ и подчеркивает: "Азербайджан заинтересован в том, чтобы нормально осуществлялась связь с Нахиджеваном, в разморозке коммуникаций. Это одна из первых задач, которая стоит перед Арменией".

То есть, назовем вещи своими именами, очередной шаг должен сделать Ереван. Для того, чтобы, как говорит Путин, "наладить эффективную экономическую жизнь, эффективное взаимодействие в регионе, в том числе с Азербайджаном в будущем". По оценкам российского лидера, Ереван заинтересован также разморозить свои отношения с Турцией, и это, как и налаживание отношений с Баку, "должно привести к достижению главной цели - созданию безопасного сосуществования двух государств и условий для экономического развития". "Возможно это сделать или нет? Возможно", - подчеркивает российский лидер.

ТО ЕСТЬ, ЕЩЕ РАЗ ОТМЕТИМ: по мнению Путина, для того, чтобы нынешняя ситуация стала долговременным решением, и гарантировалась не только российскими миротворцами, нужно прилагать дополнительные усилия. С этой точки зрения, для нормализации отношений с Анкарой и Баку свой ход должен сделать Ереван: разблокировать коммуникации между западными районами Азербайджана и его нахиджеванской автономией.

Ереван никогда не выступал против открытия коммуникаций. Вопрос в условиях, и, судя по сдержанной реакции правительства Пашиняна и бравурным высказываниям Алиева, те условия разблокирования, которые лежат на переговорном столе, сейчас больше устраивают Баку, чем Ереван. И мы снова возвращаемся к сути проблемы: можно ли приступить к разблокированию коммуникаций в регионе на более благоприятных условиях, чем те, что предлагаются нам сейчас? Можно. Но не при этой власти.

Сейран Оганян вчера заявил, что, если бы он оказался в такой ситуации, как Пашинян, у него хватило бы смелости "подписать заявление об отставке, чтобы привести к власти людей, которые достойно продолжат переговоры". Вчера же, по сообщениям СМИ, Никол в парламенте встретился с членами своей команды для обсуждения текущей грустной ситуации.

Хватит ли у Пашинян смелости подать в отставку и предоставить Армении окно новых возможностей для решения стоящих перед республикой задач? Смешной вопрос, не правда ли?