В 1946 году Турция была обязана вернуть армянские провинции


08:30 , 31 июля, 2020
Осенью 1921 года на основе Московского договора был заключен четырехсторонний Карский договор между Турцией, Арменией, Азербайджаном и Грузией, который стал отредактированной версией Московского договора. Подписание Карского договора вполне логично еще и потому, что Московский договор с Турцией был подписан от имени России и формально еще не имел отношения к странам Закавказья. В 1921 году «советизация» Армении, Грузии и Азербайджана, правда, закончилась, но она была еще слишком неустойчивой, чтобы РСФСР могла доверить этим республикам самостоятельно подписывать международные договоры, тем более такие важные, как подтверждающие раздел региона. По второй статье Московского договора к Турции отходили Карская и Сурмалинская провинции Армении с горой Арарат, а третья – то есть Нахичеван - под протекторат Азербайджана. Так за счет Армении были удовлетворены аппетиты Турции, Азербайджана и Грузии.
Примечательно, что в тексте Московского договора третья статья о принадлежности Нахичевана заканчивается словами «без права передачи третьей стороне», под которой подразумевается Иран. Однако уже в тексте Карского договора эта фраза отсутствует. К осени 1921 года Иран уже не скрывал своего раздражения по поводу создания в Закавказье государства под названием «Азербайджан», который претендовал на объединение с одноименной иранской тюркоязычной провинцией и создание единого «Советского Азербайджана» с почти 20-миллионным населением.
Но самое интересное то, что договор по многочисленным архивным документам был заключен сроком на 25 лет. В 1925 году посол РСФСР в Турции Виноградов в официальной ноте потребовал денонсации Русско-турецкого договора 1921 года, сопровождая столь нетрадиционное в международной практике поведение заявлениями о готовности России осуществить ее в одностороннем порядке. При этом, по турецкому источнику, посол Виноградов в устной беседе в МИД объясняет: «Мы не можем ждать 25 лет и подписали РТД потому, что тогда мы были слабы. А теперь мы сильны и требуем восстановления границ Армении». На что немедленно реагирует один из известнейших государственных деятелей Турции того времени Исмет Иненю, преемник Кемаля Ататюрка на посту президента: «Новой стране необходимо придерживаться своих международных обязательств, а через 25 лет Турция, конечно же, возвратит эти территории. Таким образом, принадлежность трех отторгнутых от Армении провинций в пользу Турции и Азербайджана в юридическом плане с 16 марта 1946 года является историческим нонсенсом.
Тем не менее, после 1921 года первым официальным документом на уровне двустороннего соглашения СССР и Турции, заявляющим, что стороны не имеют взаимных территориальных претензий, является межгосударственный договор, подписанный в августе 1978 года во время официального визита турецкого премьера Бюлента Эджевита в Москву. Договор с советской стороны подписал Алексей Косыгин 22 августа 1978 года. Абзац об отсутствии взаимных территориальных претензий - второй. Отклики турецкой прессы того времени откровенно радостно указывают на русско-турецкий договор 1921 года.
В тексте договора есть еще один очень важный пункт, который почему-то не принимается во внимание. «Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов», - гласит одна из статей. Проливы Босфор и Дарданеллы всегда были важным инструментом турецкой внешней политики, и не воспользоваться ими в любом случае было бы грешно. А уж тем более в «армянском вопросе». Если учесть то, что для России установление благоприятного режима прохождения проливов для собственных судов было и остается очень важным, то подписание подобных договоров не исключается и в будущем.