Борьба с коронавирусом в Армении, или Когда все это закончится


11:20 , 9 апреля, 2020

Когда же это закончится? На этот вопрос не ответит никто, есть лишь прогнозы, подводящие к тому, что рано или поздно "это" все равно закончится. Речь, понятное дело, о коронавирусе.

Увидеть свет в конце тоннеля особенно важно для Армении: похвастаться несметными ресурсами мы не можем. Можем лишь рассчитывать на помощь государства в течение ограниченного отрезка времени. Разговоры же о долгосрочной поддержке рождают у власти отторжение, но не от вредности, а понимания реальных возможностей: финансовых, продовольственных, медицинских… Поэтому чем раньше "это" закончится, тем легче будет всем.

Раньше, это когда? Ответить трудно, пока не будем знать, сколько человек охватывает пандемия, и здесь без ссылок на науку не обойтись. Геттингенский университет (Германия) исследовал вопрос и предложил журналу The Lancet свой взгляд на проблему.

Чтобы не забивать голову читателя премудростями сложных вычислений, скажем коротко и ясно: согласно выводу исследователей из Геттингена, по состоянию на конец марта, в мире было обнаружено всего 6% от настоящего числа инфицированных. То, почему в некоторых странах число жертв пандемии настолько высоко, а реальный масштаб пандемии занижен, объясняется недостаточной и отложенной диагностикой.

Сказав "А", ученые подошли и к "Б". Основываясь на своем методе, эксперты назвали подлинное, по их мнению, количество инфицированных. Так, в США должно быть более 10 миллионов человек с диагнозом COVID-19, в Испании – более 5 миллионов, в Италии — около 3 миллионов, в Великобритании – около 2 миллионов, Армения в данном случае внимания на себя не обратила.

Профессор экономики Себастьян Воллмер из Геттингена отметил, что главам государств нужно крайне аккуратно интерпретировать количество случаев заражения и улучшить диагностирование. Едва ли профессор имел в виду власти Армении, но и руководству нашей страны совет профессора может быть интересен. 

Итак, согласно последним данным, число инфицированных в мире достигло 1,4 миллиона человек, свыше 83,5 тысячи скончались, более 309 тысяч выздоровели. По сообщениям из Китая, где и началась вспышка коронавирусной инфекции, впервые с января не было зафиксировано ни одной смерти от COVID-19 за сутки. Похоже, для китайцев это закончилось, или, скажем осторожнее, идет к концу.

Как обстоит дело с этим злом в России, которая, несмотря на свои трудности, отправила в Армению два самолета с гуманитарной помощью (медицинским оборудованием и принадлежностями)?

"Пока эпидемический процесс в Российской Федерации развивается по одному из самых благоприятных сценариев. Во многом это связано с тем, что сценарий, развивающийся у нас, опережающий был исходно", - сказала недавний министр здравоохранения, а ныне глава Федерального медико-биологического агентства России Вероника Скворцова.

Она считает, что до выхода на плато в ситуации с распространением в России COVID-19 остается 10-14 дней.

Другой вопрос, который беспокоит переживающих бедствие людей: когда американцы, не успевшие запастись своим, перестанут брать чужое?

Германия стала уже третьей страной, обвиняющей США в перехвате поставок медицинских защитных масок.

По этому поводу уже возмущались во Франции и Канаде. И пусть прямых доказательств, подтверждающих вину Вашингтона, нет (хотя дыма без огня не бывает), подозрения во многом основаны на привычном для всех лидеров США (ныне – Дональда Трампа) лозунге "Америка – прежде всего!".

Тем временем в Армении случилась девятая по счету смерть – в Арташатском медицинском центре от инфекции скончался 93-летний мужчина. Тот случай, когда дай Бог каждому столько прожить. Но не тот повод, чтобы, как повелось в таких случаях, прикрываться букетом заболеваний скончавшихся долгожителей.

Понятно, что когда за девяносто, то здоровьем олимпийских чемпионов, вряд ли можно похвастаться, но умирают они сегодня не столько от старости и сопутствующих болезней, сколько от коронавируса. Да, это портит статистику, но, что есть, то есть.

…Так или иначе, раньше или позже, но пандемия закончится. И тогда начнется другое – рецессия, или, говоря простыми словами, отступление. Или спад, стагнация, застой, регресс – кому как нравится. Будем готовится, чтобы выстоять. Но это уже разговор о другом.