Чужой проект: что представляет собой "Армянский батальон" в Сирии


10:40 , 28 октября, 2019

Новость о том, что некий "Армянский батальон" борется против террористов в Сирии, время от времени появляется в армянских СМИ, на бытовом уровне вызывая "гордость" за доблестных воинов.  Однако с этим батальоном не все так просто и однозначно. Зачастую, упоминание о нем используют против самой Армении.

Информация о создании "Армянского батальона" в составе курдских сил в Сирии появилась в апреле 2019 года. Заявление о его создании распространили курдские информресурсы.

"Как дети армянского народа, которые были убиты и сосланы во время геноцида, сегодня мы собрались вместе, чтобы защитить Рожаву (Автономная администрация Северо-Восточной Сирии, "Сирийский Курдистан" - ред.) от фашистских нападений ИГИЛ (организация запрещена в России и ряде других стран) и турецкого государства, укрепить революцию. Основываясь на идее, что у людей нет ничего, если у них нет армии, мы создали скромную бригаду для защиты армянского народа и всех народов Рожавы", - говорится в официальном заявлении.

Само заявление о создании подразделения прозвучало в рамках траурных мероприятий, посвященных годовщине Геноцида армян. Батальон был назван "Мученик Нубар Озанян" - в честь турецкого коммуниста армянского происхождения, члена маоистской партии КПТ/МЛ (Коммунистическая партия Турции/Марксистско-ленинская) Нубара Озаняна.

Озанян участвовал в палестинской интифаде, затем карабахской войне, а с 2015 года воевал с курдами против ИГ. Погиб в августе 2017 года в битве за Ракку.

В тексте отмечается – создание этой бригады свидетельствует также о том, что живы идеи Ибрагима Кайпаккая (турецкий революционер, основатель и руководитель Коммунистической партии Турции и Турецкой Рабоче-Крестьянской Освободительной Армии - ред.).

Учитывая личности Кайпаккая и самого Озаняна, логично, что армянская символика в батальоне соседствует с коммунистической.

В некоторых показательных видероликах звучит армянская речь и военные команды на армянском.

На появление батальона не могла не отреагировать Турция. В госагенстве "Anadolu" сразу же появилась статья под названием "YPG / PKK создает новую армянскую террористическую группу в Сирии".

Отреагировали и многие другие турецкие СМИ. А по сообщениям азербайджанских СМИ, недавно в Баку глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу не упустил случая указать на "террористов армянской национальности в рядах Рабочей партии Курдистана".

Новость о создании батальона активно и даже с воодушевлением тиражировали и армянские СМИ, не слишком углубляясь в подробности.

Очередной всплеск активных упоминаний произошел после начала турецкой операции в Сирии в октябре 2019 года. Появилось заявление батальона о том, что они будут бороться с агрессией.

"Мы не принимаем оккупацию турецкого государства на северо-востоке Сирии. Турецкое государство совершило преступления против человечности, в 1915 году было убито более 1 миллиона армян. Сегодня турецкое государство хочет осуществить жестокую атаку на северо-востоке Сирии и уничтожить народы и общую демократическую жизнь, построенную в Рожаве", - говорилось в сообщении.

Вслед за этим начали появляться сообщения об участии "Армянского батальона" в боях за город Рас-эль-Айн, где шли наиболее ожесточенные бои.

Публиковались и кадры самих бойцов батальона. В описании также отмечалось, что они находятся в Серекание (Рас-эль-Айн).

Через несколько дней напряженных боев, после того, как город попал в окружение протурецких ВС Турции, отряды "Сирийских демократических сил" (SDF) решили покинуть его.

Таким образом, об "Армянском батальоне" известно очень мало. Курдские ресурсы выкладывают весьма ограниченную и показательную пропагандистскую информацию. Это дает повод для сомнений в его реальности.

Однако источник Sputnik Армения в Сирии на условиях анонимности подтвердил существование батальона. Он сообщил, что в нем все-таки служат несколько армян, остальные – курды и арабы.

Среди армян есть те, кто в свое время служил с самим Нубаром Озаняном. Некоторые местные армяне решили, что если и бороться против боевиков и террористов, то лучше делать это в составе "Армянского батальона".

Так, например, там есть жители Рас-эль-Айна, который сейчас находится под контролем ВС Турции.

Что касается курдов и арабов батальона, то они утверждают, что у них есть армянские корни, именно поэтому они записались в это подразделение.

До начала турецкого вторжения, по предварительным данным, батальон, насчитывающий от нескольких десятков до 100 человек, действовал в районе Хасеке-Тель-Абьяд-Рас-эль-Айн-Амуда в Северной Сирии.

В беседе со Sputnik Армения арабист Саркис Григорян отметил, что "Армянский батальон" – это курдский проект. Он согласен с тем, что курды, таким образом, хотят показать, что против турецких подразделений борются не только они, но и представители этнических групп.

"Создав "Армянский батальон", они хотят показать, что армяне также довольно активны против турок. Насколько я следил за ситуацией, по моим данным, армян там почти нет. Говорят, что их там 1-2 человека ", - сказал Григорян.

Остальные, по его словам, являются либо курдами, либо представителями иных этнических групп. Там могут быть и ассирийцы.

Информация о батальоне поступает лишь время от времени. Активно о нем пишут не только курдские ресурсы, но ссылаясь на них, и турецкие.

"Турецкие СМИ хотят показать, смотрите - "среди террористов есть и армяне"…", - отмечает Григорян.

Он подчеркивает, что армянским СМИ не стоит тиражировать чужие "проекты". Пиарить их, однозначно, неправильно.

С другой стороны, не нужно представлять батальон в качестве мифа. О нем просто нужно быть информированными.

Что касается возможной вовлеченности армян в другие курдские подразделения, то у Григоряна таких данных нет. Дело в том, что армянская община еще лет шесть назад заявила о том, что не поддерживает ни одну из сторон в гражданском противостоянии.

Кроме того, в Камышлы, где проживает большая часть армян северо-востока Сирии, армянские кварталы находились под контролем правительственных сил. Это было отчасти сдерживающим фактором для вовлечения в курдские вооруженные формирования.