Недоглядели или недокупили?


11:10 , 16 апреля, 2018

Ильхам Алиев, разумеется, победил, получив теперь уже 7-летний срок президентства. Никто в таком исходе и не сомневался - наблюдатели лишь гадали, на каком проценте голосов остановятся бакинские кукловоды.

Остановились на не сильно скромных, но вполне приличных для диктаторского режима 86% с хвостиком. При этом наблюдателей сильно развеселила новость о том, что один из кандидатов в президенты проголосовал... за Ильхама Алиева. Как отметил один из экспертов, это все, что нужно знать о выборах в Азербайджане.

Картина рисовалась в СМИ настолько благодушной, что казалось, власти предусмотрели все и особых сюрпризов не ожидается. Давние и новые клиенты икорной дипломатии в один голос расхваливали выборы и лично Алиева, наперебой заявляя о том, что мечтают внедрить те же стандарты в своей стране, и мамой клявшиеся, что такой идеальной демократии и такого президента они нигде не видели. Настроение режиму подпортили разве что два его непримиримых критика - экс-посол США в Баку Ричард Козларич и бывший помощник госсекретаря Дэйвид Крамер, опубликовавшие в Foreign Policy статью "Выборы в Азербайджане являются фарсом". В очередной раз назвав режим Алиева "самым коррумпированным и авторитарным в регионе", они раскритиковали Запад за неприятие санкций в отношении Азербайджана. Любопытно, что в статье упоминается также заявление Алиева о Ереване: "В преддверии выборов правительство Алиева также начало бить в барабаны войны с Арменией. Масштабные маневры в режиме реального времени продолжаются, и правительство даже назвало Ереван - столицу Армении частью Азербайджана в попытке сплотить граждан вокруг флага, так же, как Путин поступил во время интервенций на Украине и в Сирии".

Однако то, что произошло на следующий день, стало самой красноречивой иллюстрацией уникальных особенностей этой страны. Речь о кампании, развернутой после того, как наблюдательская миссия ОБСЕ/БДИПЧ "осмелилась" выступить с критикой выборов. Возможно, в ОБСЕ так до сих пор не поняли, с какими больными на голову режимом и обществом они имеют дело - даже после изгнания представительства из Баку и закрытия офиса в Ереване благодаря усилиям Азербайджана. С другой стороны, надо бы поаплодировать наблюдателям, мужественно огласившим свою точку зрения и тем самым спровоцировавшим алиевский режим на очередной международный скандал, во всем блеске продемонстрировавший курьезность "выборов" и неадекватность властей. Отметив, что выборы проходили "в ограниченной политической атмосфере, в условиях отсутствия плюрализма и реальной конкуренции", члены миссии заявили о масштабных нарушениях, отсутствии прозрачности, многочисленных серьезных нарушениях и преднамеренных фальсификациях. И подчеркнули, что, в атмосфере, когда демократические принципы опорочены и отсутствует верховенство закона, невозможно провести свободные, демократические выборы".

Не выдержав подобного "святотатства", служки режима натравили на наблюдателей всех своих "псов". Сперва в этой роли выступили сорвавшие пресс-конференцию миссии журналисты, которые соскочили со своих мест, громко выражая протест и требуя... изменить доклад. Наблюдатели удалились, затем вернулись и объявили об окончании пресс-конференции. Эстафету подхватили представители власти. Пресс-секретарь МИД Гаджиев назвал отчет несправедливым и необъективным. "Представители миссий были вызваны в МИД, им выражен решительный протест", - грозно сообщил он. После чего разразился осанной царящим в Азербайджане демократии и полной свободе СМИ, назвав выборы "свободными, демократическими, справедливыми и прозрачными", выводы наблюдателей "безосновательными", а их оценку - "неуважением к свободному волеизъявлению миллионов азербайджанских избирателей".

Представителей "полностью свободных СМИ", элементарно необученных проявлять такт и уважение к чужому мнению, поддержал завотделом администрации президента Новруз Мамедов. В силу абсолютной уникальности приведем текст почти полностью: "Прежде всего, неправильно настолько преувеличивать, что это за международная наблюдательная миссия? Во-первых, большинство представителей наблюдательной миссии по выборам (не могу понять, почему она себя называет международной) положительно отозвались о выборах. А где же демократия? Во-вторых, не считаться с мнением других многочисленных миссий, которые по авторитету не уступают этой Наблюдательной миссии (непризнание других сторон уже стало плохой привычкой этих структур), и распространение заранее подготовленного отчета о предварительных результатах (что также стало традицией) является неуважением к избирателям страны, ее народу, воле людей, их выбору. Перед тем, как принимать такое предвзятое, далекое от правды решение, было бы хорошо хоть немного подумать".

Зампредседателя правящей партии "Ени Азербайджан" Сиявуш Новрузов не стал заморачиваться на демократических финтифлюшках и просто срубил правду-матку о том, что наблюдатели просто не смогли "переварить" увиденное. "Их заявления надо дать им в аэропорте, пусть забирают с собой", - сказал Сиявуш, бросив напоследок: "Их мнение меня не интересует". В последнем сомневаться не приходится, но возникает вопрос: если мнение ОБСЕ и прочих европейских структур не интересует бакинский режим, зачем надо было приглашать их? На что надеялись власти - на то, что всех смогут купить или это элементарная недоработка и недооценка принципиальности отдельных членов миссии?

В какой-то мере ответ на этот вопрос дала статья, написанная... ну конечно же, неповторимым Эйнуллой Фатуллаевым. Главред хаккин.аз не был бы Фатей, если бы не обругал и не обвинил всех тех наблюдателей, которые осмелились критиковать Ильхама Алиева. Назвав БДИПЧ/ОБСЕ "наглядным примером вырождения "беспристрастного регулятора" в системе современных международных отношений, деградации его до ангажированного инструментария геополитических центров – этакой "демократической дубинки", он заявил, что "эту структуру давно перестали воспринимать всерьез". А приглашение наблюдать за выборами объяснил тем, что "Азербайджан стремится следовать правилам хорошего политического тона". По всей вероятности, скандал на пресс-конференции и уничижительные высказывания высокопоставленных чиновников в адрес международных наблюдателей вполне укладываются в бакинские "правила хорошего тона". Но главное - Фатя нашел-таки "армянский след" и "армянских лоббистов" этой кампании в лице некоторых членов делегации. Цитировать бессмысленный поток сознания под названием "Рванула бомба - БДИПЧ ОБСЕ осталось без Азербайджана", мы не станем. Приведем лишь концовку: "Подрывники неплохо справились со своей работой, заложив бомбу под перспективой отношений между Азербайджаном и ОБСЕ. Бомба рванула на вчерашней скандальной пресс-конференции. Полагаю, что теперь азербайджанские власти оставят без ответа прозвучавший призыв БДИПЧ ОБСЕ жить вместе и дружно…"

Поствыборные разборки в Баку, связанные с попыткой наблюдательских миссий всего лишь честно и в рамках мандата выполнить свою работу, несомненно, будут и дальше скатываться до уровня базарных разборок. Угрожая "оставить ОБСЕ без Азербайджана", Алиеву не стоит забывать, что "без Азербайджана" может остаться и Совет Европы. ОБСЕ и СЕ без Азербайджана проживут, а уж Алиев без упомянутых структур и подавно проживет куда более спокойно. Нефть в любом случае будет течь в нужном направлении, нам же остается повторить вслед за азербайджанским оппозиционером: "Не страна, а когнитивный диссонанс"...