Современные исследования показывают, что ностальгия может приносить пользу: она помогает справляться с тревогой, повышает самооценку и мгновенно поднимает настроение. Но в XVII веке об этом еще не догадывались.
Термин «ностальгия» был введен в 1688 году швейцарским врачом Йоханнесом Хофером. Под ним он подразумевал тяжелое нервное расстройство, вызванное тоской по дому. Отсюда и родилось название: с греческого языка слово nostos переводится как «возвращение домой», а algos — это «боль».
Швейцарская болезнь
Однажды Хофер, проходивший практику в одной из швейцарских больниц в сельской местности, заметил, что многие пациенты, в основном солдаты, прибывшие сюда из далеких краев для прохождения службы, испытывали настолько сильное психологическое напряжение, что в конечном счете умирали. Симптомы варьировались от меланхолии и потери аппетита до постоянного плача, бессонницы, учащенного сердцебиения и суицидальных наклонностей.
Смерть часто наступала из-за голодной смерти, самоубийства или заболеваний, вызванных ослаблением иммунной системы.
Тогда студент-медик только предположил, что ностальгия — это «симптом больного воображения», вызванный «постоянной вибрацией животного духа» в определенных частях мозга. Якобы эти патологические колебания нарушают работу мозга и внутренних органов, то есть тоска по дому влияет на тело так же, как инфекция или нервное истощение, и может буквально «изъедать» человека изнутри.
Хофер видел только один способ справиться с этой болезнью — отправить пациента домой, к родным. И опыт некоторых пациентов подтверждал его мнение: в самом деле, после возвращения в родные края описанные выше симптомы словно по волшебству исчезали.
Правда, не всегда такой исход был возможен. Поэтому иногда для лечения «больных» использовали более радикальные методы: холодные обливания, кровопускание, припарки, опиаты, ограничение сна, а иногда — принудительное удерживание в больнице, чтобы сломать вредную привычку мыслить о доме. Солдатам также запрещали говорить о родине и петь сентиментальные песни, потому что считалось, что так ностальгия распространяется «как инфекция».
Когда ностальгия перестала быть проблемой
Все начало меняться только в началу XIX века. Тогда ностальгия впервые перестала рассматриваться как самостоятельная болезнь, а скорее как разновидность депрессии или меланхолии.
А вот в начале 1900-х годов учеными было обнаружено, что симптомы ностальгии совпадают с симптомами более изученных психологических заболеваний, таких как ПТСР, тревожность и шизофрения. С течением времени термин приобрел свое нынешнее значение: привязанность к вещам, событиям или людям из прошлого, но уже не болезненная, а приятная, вызывающая положительные эмоции.


