Fitch Ratings еще больше понизило рейтинг долга Турции до «мусорного» уровня, сославшись на трудности с доверием к политике и крайнюю уязвимость, связанную с безудержной инфляцией.

Fitch понизил долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) страны в иностранной валюте до «B+» с «BB-», подняв его на четыре ступени ниже инвестиционного уровня и поместив страну наравне с рейтингами Египта, Бенина, Туркменистана и Руанды. Fitch добавило, что прогноз по Турции негативный, сообщает bne IntelIiNews

«Эпизоды финансового стресса, обусловленные политикой, с более высокой частотой и интенсивностью увеличили уязвимость Турции с точки зрения высокой инфляции, низкой внешней ликвидности и слабого доверия к политике», — говорится в сопроводительном заявлении рейтинговой компании.

Рейтинговое агентство оценило, что основная инициатива плана администрации президента Реджепа Эрдогана по стабилизации экономики страны, пострадавшей от кризиса, — схемы сбережений, привязанных к обменному курсу, — не будет «устойчиво снижать риски для макроэкономической и финансовой стабильности».

Fitch отмечает, что способность новых сберегательных схем «устойчиво повышать доверие» была ограниченной, предостерегая, что, если меры не смогут сдержать долларизацию в национальной экономике, властям, возможно, придется прибегнуть либо к сжиганию большего количества резервов центрального банка, либо к усилению контроля за движением капитала.  «Этот политический ответ может, в свою очередь, оказать негативное влияние на доверие внутри страны», — говорится в сообщении.

 «Комбинация политики расширения Турции (включая крайне отрицательные реальные ставки) может закрепить инфляцию на высоком уровне, увеличить подверженность государственных финансов обесцениванию обменного курса и инфляции и, в конечном итоге, повлиять на доверие внутри страны и вновь усилить давление на международные резервы».

Риск дополнительного дестабилизирующего смягчения денежно-кредитной политики или политики стимулирования в преддверии выборов 2023 г. был высоким, и существовала повышенная степень неопределенности в отношении функции реагирования властей в случае очередного эпизода финансового стресса, поскольку политические соображения ограничивают возможности центрального банка повышать учетную ставку.

Рейтинговое агентство также предупредило, что турецкие банки уязвимы к волатильности валютных курсов из-за высоких выплат по внешнему долгу, влияния на качество активов (41% кредитов, номинированных в иностранной валюте) и высокой долларизации депозитов (61,5%).

Широко распространено мнение, что последнее слово в денежно-кредитной политике Турции остается за президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. В прошлом году, в то время как большинство развивающихся рынков повышали ставки, чтобы защитить свои валюты от глобального ценового давления, центральный банк Турции с сентября по декабрь снизил учетную ставку на целых 500 базисных пунктов.

Лира потеряла почти половину своей стоимости по отношению к доллару, прежде чем в конце декабря правительство предприняло некоторые интервенции, чтобы остановить падение. Официальная годовая инфляция в Турции в январе выросла до 48,7%, хотя исследовательская группа ENAG под руководством стамбульских ученых подсчитала, что на самом деле она составила 116%. Учетная ставка составляет 14%.

Эрдоган заявил, что представил «новую экономическую модель», которая, как он утверждает, устранит структурные экономические диспропорции в стране, воспользовавшись более слабой и более конкурентоспособной лирой для увеличения экспорта, инвестиций и занятости.

Министр финансов Турции прогнозирует, что к маю следующего года инфляция упадет до однозначных цифр. Fitch, с другой стороны, заявило, что ожидает среднюю инфляцию на уровне 41% в 2022 году и 28% в 2023 году.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.