Встреча лидеров Армении, России и Азербайджана в Сочи стала важной вехой на пути общей стабилизации обстановки в регионе. Худой мир, как известно, лучше доброй ссоры. И в этом смысле, чем больше переговоров, пусть даже без "прорывных" решений, тем меньше выстрелов на передовой. Сам премьер Армении, выступая в ходе совместного брифинга назвал встречу позитивной, заявив, что по некоторым вопросам нет никаких разночтений, как казалось до этой встречи.
В то же время подписанное совместное заявление и достигнутые договоренности еще предстоит реализовать "на земле". Но здесь важны детали, нюансы. А в чью пользу будут эти детали в процессе реализации договоренностей – зависит от выдержки и дипломатического мастерства сторон конфликта. Очевидно, что перед властями Армении в нынешней ситуации открываются как новые вызовы, так и новые возможности.
Политолог Гарник Давтян, например, считает, что в совместном заявлении удалось закрепить присутствие российских миротворцев в Нагорном Карабахе. Это безусловный успех российской стороны, но для Армении это не менее важный пункт, учитывая фактор безопасности армянского населения. В интервью Sputnik Армения эксперт обратил внимание, что в предыдущих заявлениях трех лидеров – документах от 9 ноября 2020 и 11 января 2021 гг. – фактор миротворцев не упоминался. Теперь же авторы подчеркивают важный вклад контингента в стабилизацию обстановки и обеспечение безопасности в регионе.
Тем самым Москве удалось решить несколько задач, отмечает он. Во-первых, удалось нанести серьезный удар по общей антироссийской пропаганде в Азербайджане, направленной против деятельности миротворцев. Во-вторых, пункт о миротворцах стал подготовительным этапом на пути к дальнейшему закреплению правового статуса миротворцев. Как известно, Баку до сих пор не подписал мандат миротворцев в НКР.
Что касается позиции армянской стороны, то здесь эксперт считает минусом отсутствие в тексте заявления пункта об отходе ВС Азербайджана с приграничных территорий Армении. Хотя премьер Никол Пашинян в своем выступлении и подчеркнул факт оккупации Азербайджаном территорий в Сюнике и Гегаркунике, тем не менее соответствующий нарратив не удалось закрепить в заявлении. Стороны ограничились лишь общими фразами о делимитации и демаркации границы. По мнению Давтяна, документ лишь дает общие формулировки и задачи, которые стороны должны решить. Но вся интрига заключается в способах и механизмах. И когда говорится о том же разблокировании транспортных связей в регионе, непонятно, будет ли Армения взимать налоги и пошлины с азербайджанских грузов при их транзите через армянскую территорию. При этом, конечно, заслуживает внимания тот факт, что в тексте нет понятия "коридор", столь часто употребляемого азербайджанской стороной в последние месяцы.
Непонятно также, кто будет контролировать этот грузопоток или пассажирские перевозки, как вообще будут проходить дороги: будут построены эстакады или нет.
Некоторый повод для пессимизма дает отсутствие в тексте пункта о возвращении пленных. Наш собеседник связывает это с общим пораженческим фоном для Армении. Республику на переговорах представляет проигравший лидер, и это обстоятельство вносит свои коррективы в переговорный процесс, в том числе по вопросу пленных. Правда, в заявлении говорилось о необходимости полной реализации пунктов двух предыдущих документов, а там есть императив возвращения всех военнопленных и удерживаемых лиц. К тому же о "решении гуманитарных проблем" говорил и президент России Владимир Путин. Но учитывая то, что многие из пленных были задержаны уже после прекращения боевых действий, и Азербайджан представляет их "террористами", было бы важно зафиксировать в новом заявлении пункт об их возвращении. Только так решение вопроса обрело бы плоть и кровь, уверен наш собеседник. В тоже время на основании общего позитивного тона заявлений лидеров можно ожидать возвращения еще одной группы пленных из Азербайджана.
В целом общая активность российской дипломатии на Южном Кавказе, по мнению Давтяна, свидетельствует о приоритетности региона с точки зрения интересов Москвы. С другой стороны, Россия не против "реанимации" формата сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Косвенно об этом свидетельствует высказанный Путиным позитивный настрой в связи с ожидающейся встречей Пашиняна и Алиева в Брюсселе.
Эксперт считает, что при всей доминирующей роли России в процессе урегулирования, Москва готова "делегировать" часть своих прерогатив западным партнерам.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.