Всем тем, кто считает сдачу позиции преклоненными и разоруженными солдатами предательской слабостью. Да, картина позорная и унизительная, но я бы хотела поговорить не об этом.

Герои просто так не рождаются. Героя воспитывают героическим духом. Не все могут быть героями, они уникальны. Страх свойственен человеку, любому, каждому — только герои могут преодолеть это чувство, а обычные люди — нет.

Армия никогда не состояла из одних лишь героев, но они героически сражались, потому что был боевой дух, и этот боевой дух формировали герои. Во все времена были преувеличенные и фальшивые герои, были и забытые настоящие герои, которые оставались в тени.

В то же время все, что мы видели во время и после третьей войны, не имело прецедентов. Много было сказано об организованном хаосе военных дней. Было множество случаев предательства, заговора, трусости, невежества, и даже умышленных поражений и отступлений. Прежде чем проанализировать произошедшее во время войны и раскрыть скрытую реальность, мы стали свидетелями новых ужасов.

Мы стали свидетелями безбожного обращения с останками жертв: трупы в мешках были брошены в подвалах, по неизвестным причинам скрытые трупы, человеческие останки, доведенные до неузнаваемости. Слышали рассказы о том, как не искали спрятавшихся в лесу солдат, узнали родителей, похоронивших чужое тело, увидели, как материли мать убитого солдата. Мы видим бездарность властей и в вопросе возвращения пленных. Видим, как ищет деньги на лечение солдат, ставший инвалидом. Видим, как шлюх канонизируют в святых и забывают настоящих героев. Мы видим награждение отступающих генералов, повышение в звании сбежавшего от солдата командира, патриотическую лекцию от тех, кто сделал селфи на границе. Мы наблюдаем ежедневную сдачу родных земель властями. Мы все это видим, видит и солдат, стоящий на границе.

Разве он будет бороться за позицию, которая даже должным образом не оборудована? Государство считает это второстепенным вопросом. Какая мысль должна подтолкнуть солдата к героизму: та, что за него не будут вести переговоры, если он попадет в плен, или что его тело сгниет в мешке в подвале? Как подпитать боевой дух, если он увидел, как были сданы позиции, сохраненные ценой жизни его друга.

Что думает юноша, стоящий на границе: ради Родины, для кого я должен стать калекой? Многие из них теперь предпочитают не огорчать свою мать, чем преклонять колени перед врагом. Так или иначе, власть унизила всех армян. Я не виню испугавшегося солдата, он видел сбежавших командиров, которые получили медали. Я не могу винить его в том, что он сломался, не каждый может быть героем.

Я не могу винить, но я обязана еще больше ненавидеть власть из-за стыда и боли. Они исказили представления об армянах и Армении, они унизили достоинство всех нас, идею патриотизма, я не могу этого простить. Война предполагает горе и потери, но бездарность умножила ужасы войны, став фатальным клеймом для армянского мира.

Можно проиграть, нельзя опозориться. Мы проиграли в войне врагу, а правительство опозорило нас на своей земле. Преклоненный солдат — это наш сегодняшний моральный и психологический облик; мы преклонили колени, потому что разобщены.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.