Интервью министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики /Арцах/ Давида Бабаяна агентству Новости Армении – NEWS.am.

Президент Азербайджана постоянно апеллирует к четырем резолюциям ООН по нагорно-карабахскому конфликту, обвиняет армянскую сторону в их невыполнении. Но выполнил ли их Азербайджан ?

Апелляция к четырём резолюциям Совета Безопасности ООН - один из самых любимых дипломатических «шлягеров» официального Баку. Причём мы здесь видим классическую PR кампанию и информационную манипуляцию. Азербайджан попросту при любой возможности, по  любому уместному и неуместному поводу постоянно упоминает лишь факт существования этих резолюций, естественно, обходя сам смысл и тексты этих резолюций. Например, ни в одной из этих резолюций не указано, что Армения является агрессором и использует свои войска против Азербайджана. Более того, в резолюциях фактически признается субъектность  Карабаха и его де-факто существование в качестве отдельного образования. Но официальный Баку, естественно, эти аспекты не указывает и пытается по-своему интерпретировать, вернее, фальсифицировать данные документы, причём грубо нарушая основополагающие принципы, указанные в этих же самих резолюциях.

Учитывая, что с текстом резолюций широкая общественность мало знакома, можно ли доступным языком объяснить, что они предполагали, кому были адресованы, насколько правомерны упрёки Азербайджана?

Тексты резолюций общедоступны, они не являются секретными документами. Это резолюции Совбеза ООН N822 от 30 апреля 1993 года, N 853 от 29 июля 1993 года, N874 от 14 октября 1993 года и N884 от 12 ноября 1993 года. Они затрагивают вопрос освобождения вооружёнными силами Арцаха территорий, которые были превращены Азербайджаном в опорные пункты для агрессии против Нагорного Карабаха. Совет Безопасности ООН призывает к мирному урегулированию конфликта, воздержанию от действий, которые затрудняют такое урегулирование,  и т.д..

Следует отметить, что Республика Арцах никогда не была оккупантом.

Оккупация предполагает заранее подготовленную операцию по захвату территории чужого государства с целю эксплуатации ресурсов этой территории и удовлетворения каких-то военно-политических амбиций. Несмотря на то, что освобождённые в 1992-94 годах территории были исторически армянскими территориями, Арцах никогда не планировал взять эти территории под свой контроль. Это  была вынужденная мера ввиду агрессивной политики Азербайджана, развязавшего широкомасштабную войну против Карабаха и превратившего эти территории в основной плацдарм для реализации своей геноцидальной политики. Таким образом, у нас не оставалось иного выхода, кроме как подавить военные точки агрессора, которые сеяли смерть и разрушения в Арцахе.

Азербайджан, когда ему это выгодно, декларирует себя правопреемником границ АзССР. Однако согласно законодательству АР, это не так. Что, собственно, предполагали границы АДР и каковы были и есть аппетиты Азербайджана?

Действительно, в правовой плоскости Азербайджанская Республика не имеет абсолютно никаких оснований претендовать на Арцах. Общеизвестно, что государство с названием Азербайджан впервые появилось на карте мира в 1918 году, причем, исторический Азербайджан находился в Иране. Создание в Закавказье государства под названием Азербайджан явилось результатом  геополитической борьбы и экспансионистских целей Турции по практической материализации идеологии пантюркизма. Чтобы иметь физическую границу с Турцией - суррогатной матерью новосозданного Азербайджана, это государство начало предъявлять территориальные претензии ко всем соседям. Так и возник Карабахский вопрос. Для Арцаха, всегда составлявшего неотъемлемую часть армянского этнонационального, историко-культурного и политического ландшафта, претензии Азербайджана были абсурдны и неприемлемы.

Кстати, Лига Наций не признала территориальные амбиции Азербайджана, отказав последнему в членстве. А это уже является международно признанным юридическим документом, подтверждающим несостоятельность азербайджанских претензий.

Что касается советского периода, то одним из первых решений, принятых Советским Азербайджаном, было признание Нагорного Карабаха неотъемлемой частью Армении. Впоследствии, опять-таки из-за геополитической конъюнктуры, Карабах насильственно был передан Азербайджану, хотя, в силу исторических этнонациональных и иных особенностей края,  Карабах все-таки сохранил свою государственность в форме автономной области, правда, потеряв большую часть своих исконных земель.

Статус Нагорно-Карабахской автономной области гарантировался Конституцией СССР и не мог быть пересмотрен или аннулирован по воле Азербайджана, что также показывает отсутствие полного суверенитета Азербайджана над Карабахом в советское время.

Это лишь общая картина. На эту тему написаны десятки томов самых различных исследований.

Однако в мировой политике, к сожалению, исторические и правовые аспекты зачастую отходят на задний план ввиду геополитических и иных интересов. Поэтому позиция Азербайджана и поддерживающих его стран основывается не на историко - правовых аспектах, а на интересах геополитического и геоэкономического характера.

Сейчас много говорится о демаркации и делимитации границ Армении и Азербайджана. Логическое завершение процесса – взаимное признание территориальной целостности. Как это отразится на процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта?

Основная цель Азербайджана и Турции добиться того, чтобы  в результате демаркации и делимитации был признан суверенитет Азербайджана над Арцахом. Но я уверен, что этого не произойдёт.

Такой сценарий неизбежно приведёт к краху армянской государственности, что будет лишь вопросом времени.

Глава МИД АР заявил о переговорах с целью организации визита миссии ЮНЕСКО на подконтрольные Азербайджану оккупированные территории Карабаха. Как Вы считаете, что призван закрепить этот визит?

На территории Республики Арцах, оккупированной Азербайджаном, проводится политика культурного геноцида. Уничтожаются следы армянской культуры и истории, все армянские архитектурные памятники. Мы заинтересованы и не раз об этом заявляли, что международное сообщество и международные структуры должны предпринять соответствующие шаги по недопущению такого рода деятельности. Естественно, Азербайджан всячески препятствует посещению международными структурами этих территорий с целю объективного мониторинга ситуации. Баку попросту отказывается от таких предложений и запрещает въезд международных наблюдателей в соответствующие регионы.

Параллельно азербайджанский агитпроп периодически организовывает «фейк-туры», в ходе которых проплаченные азербайджанцами общественно-политические деятели разных стран посещают заранее подготовленные и оборудованные площадки, где на месте «знакомятся» с «армянским вандализмом». К сожалению, изменить эту ситуацию в обозримом будущем невозможно ввиду того, что армяноненавистничество является государственной идеологией Азербайджана.

Сколько раз представители ЮНЕСКО посетили Нагорный Карабах до войны и планируется ли визит в Арцах?

Мы заинтересованы в приезде специальной миссии ЮНЕСКО в регион. Но здесь  основным препятствием опять является Азербайджан и его нежелание допускать авторитетные международные организации в регион, опасаясь объективных расследований.

Какова судьба оставшихся под оккупацией армянских памятников и музеев?

К сожалению, большая их часть, по всей видимости, разграблена и уничтожена, но окончательная картина может быть установлена лишь после международного мониторинга.

Как Вы оцениваете роль российских миротворцев?

Российский миротворческий контингент на сегодняшний день является главным гарантом поддержания мира и стабильности в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Не будь российских миротворцев, Турция и Азербайджан сразу же начали бы новую войну с целю уничтожения Арцаха и армянской государственности.

С момента подписания в ноябре 2020 года трехстороннего заявления провокации со стороны Азербайджана не прекращаются. На Ваш взгляд, кто адресат этих провокаций?

Азербайджанские провокации преследуют две цели: первая - запугать Арцах, посеять в арцахском обществе панику и неуверенность в завтрашнем дне, добиться исхода армянского населения со своей исторической родины.

В Баку понимают, что пока в регионе стоят российские войска, решить карабахский вопрос силой и развязыванием новой широкомасштабной войны невозможно. Нападение на Арцах будет автоматически означать нападение на российский миротворческий контингент, т.е. на Россию.  Пока российские миротворцы в Арцахе, Арцах будет в безопасности.

Баку и Анкара также прекрасно понимают, что само существование Арцаха не допускает перекройки геополитического ландшафта Закавказья, где радикализм под патронажем Турции будет господствующим вектором, что в свою очередь чревато страшными последствиями и непредсказуемой эскалацией ситуации на Ближнем Востоке, Северном Кавказе, в Центральной Азии, Поволжье, Сибири, а со временем - на ещё больших пространствах Евразии. 

При таком развитии событий в особо тяжёлой ситуации окажется Россия. Очевидно, что провокации Азербайджана в Карабахе направлены и против России, и это вторая цель официального Баку.

Насколько эффективно работает созданный по настоянию турецкой стороны мониторинговый центр?

Мониторинговый центр является технической структурой, и турецкие военные этого мониторингового центра сами не определяют философию своего поведения. Философия поведения государства определяется высшим руководством данной страны, а в данном контексте мы не видим изменений в подходах Турции как в зоне азербайджано-карабахского конфликта, так и в других регионах. Эта политика характеризуется крайней агрессивностью, шовинизмом, экспансионизмом.

Естественно, все это пропитывает внешнюю и военную политику Турции, предопределяет её шаги. Однако, учитывая, что мониторинговый центр совместный российско - турецкий, именно российский фактор является сдерживающим и стабилизирующим.

Время покажет, насколько эффективно зарекомендует себя турецкое присутствие. Просто история показывает, что ещё не было такого случая, чтобы вовлечение Турции в тех или иных регионах приводило к прочному миру или стабильности.

Провокации как были, так и продолжаются, а центр до сих пор ни разу не сделал публичного заявления. Сотрудничает ли центр с посредниками ОБСЕ?

Действительно, азербайджанская сторона продолжает придерживаться своей традиционно агрессивной и деструктивной политики, и вряд ли философия такого поведения будет пересмотрена, о чем мы всегда говорим. Поддерживает и вдохновляет Азербайджан на такое поведение в первую очередь Турция.

Насколько плотно сотрудничает мониторинговый центр с посредниками ОБСЕ, точно сказать не могу, но главную стабилизирующую роль, повторюсь, играет Россия и ее миротворческий контингент. А РФ является страной-сопредседательницей Минской группы ОБСЕ.

Прошлым летом Арцах столкнулся с проблемой нехватки воды. Связано ли это с оккупацией Азербайджаном части территории Арцаха и как решается проблема?

До агрессии Азербайджана, Турции и международных террористов против Республики Арцах  уровень водной безопасности нашей страны был одним из самых высоких в мире. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Летом нынешнего года мы действительно столкнулись с серьезной нехваткой водных ресурсов, но это, скорее, явилось результатом небывалой засухи.

Обсуждается ли возможность открытия Степанакертского аэропорта?

Этот вопрос продолжает оставаться на повестке дня. Мы заинтересованы в том, чтобы Степанакертский аэропорт возобновил свою работу, и надеемся, что это когда-нибудь произойдет.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.