Американские ученые выдвинули теорию, согласно которой люди стареют в три этапа, причем эти этапы связаны с составом крови. Что думают по этому поводу российские медики?

34 года, 60 и 78 лет — вот возрасты, в которые старение человека переходит на следующий этап. Ученые, поместившие сенсационную статью в журнале Nature Medicine, исследовали содержание в плазме крови порядка 3000 белков. Выяснилось, что содержание 1379 из них сильно меняется с возрастом. В группе испытуемых было больше 4 тысяч человек от 18 до 95 лет.

Ученые утверждают, что 373 или даже только девять компонентов плазмы способны указать на возраст человека с высокой точностью. В них содержится информация обо всех клетках организма, а их изменения свидетельствуют о начале, завершении или преобразовании различных процессов, происходящих в организме. Причем концентрация этих белков в крови изменяется не плавно, с течением лет, а внезапно, в среднем в 34 года, в 60 и 78 лет. Это говорит о том, что в эти периоды жизни в организме происходят самые серьезные перестройки. И вот ученые могут теперь определить возраст человека с точностью до трех лет, проанализировав 373 белка плазмы.

Кстати, совершенно случайно эти ученые смогли затормозить старение испытуемых с помощью нескольких лекарств (в 2019 году). В эксперименте использовали препараты для диабетиков, дегидроэпиандростерон (ДГЭА, гормон с андрогенной активностью), а также гормон роста. В итоге биологический возраст участников снизился на два с половиной года. Правда, на сколько хватит этого эффекта, никому не ведомо. Однако у шестерых участвовавших в эксперименте в составе крови оставались признаки омоложения и через полгода.