Бывший директор Службы нацбезопасности Армении, сейчас вошедший в блок с экс– президентом Сержем Саргсяном "Честь имею" Артур Ванецян в преддверии парламентских выборов 20 июня рассказал в интервью РИА Новости, как власть использует административный ресурс, что при попытке фальсификации выборов сделает их блок, а также как будут строиться отношения с Россией.
– Многих удивил ваш альянс с Республиканской партией Армении, вы на первом этапе были в команде Пашиняна, а РПА была в то время единственной оппозиционной силой. Что вас объединяет, на что рассчитывали две силы, идя на альянс?
– Во– первых, я не был в команде Пашиняна. Я возглавлял Службу национальной безопасности Республики Армения во время правления Никола Пашиняна. Я всю жизнь служил в органах безопасности, я не был назначен на эту должность с улицы. Я был тогда уже полковником органов безопасности и после этого получил предложение возглавить СНБ.
В то время мне казалось, и вообще у нас в стране многим казалось, что Пашинян приведет страну к переменам, к лучшему, к справедливости, но оказалось все наоборот.
Да, вы правы, Республиканская партия была изначально оппозиционной силой для Никола Пашиняна, и наш союз для многих был принят неоднозначно. Но я уверен, что этот союз самый эффективный, и этим самым стираем те линии, которые Пашинян за свое правление провел – белые и черные, старые, новые, и говорим, что нация снова должна стать одним кулаком, чтобы выйти из этой сложной ситуации.
– Вы были директором СНБ. В каком состоянии находится национальная безопасность – внешняя и внутренняя, и есть ли в Армении авторитетные политические партии и общественные организации, находящиеся под внешним влиянием, в том числе США?
– К сожалению, вся система безопасности Армении после последней войны рухнула. Нужно сделать все, чтобы восстановить систему безопасности и после этого уже думать о другом, потому что без безопасности не могут быть другие приоритеты.
Сегодня во внеочередных парламентских выборах в Армении участвуют 25 партий и блоков. Я уверенно могу сказать, что более половины из них имеет четкую ориентацию на Запад, и мы можем предполагать, что они находятся под влиянием Запада и других центров. Но фактов, что они находятся непосредственно под влиянием США или другой страны, у нас нет. Если будут факты, то тогда этим должны заняться правоохранительные органы, потому что по законодательству Армении политические партии не имеют право ни финансироваться, ни находиться под влиянием зарубежных стран.
– Есть мнение, что Пашинян пытается набрать очки на антироссийских настроениях перед выборами. Согласны ли вы с этим, и чем опасны насаждаемые в Армении антироссийские настроения?
– В последние три года команда Пашиняна методично портила отношения с Россией. И когда у нас была война, после этого они поняли, что Россия является нашим единственным союзником, и благодаря усилиям России были приостановлены военные действия в Карабахе. Сейчас Пашинян и его команда пытаются показать, что они всегда были союзниками России, у них прекрасные отношения с Россией.
Но словом это не докажешь, это можно доказать только делом. На самом деле Пашинян, будучи по своей сути большим лгуном, он лжет и внутри страны и лжет на других внешних аренах. Он пытался свои отношения построить с Россией на лжи. Но это не получилось. Да, последние три года методично портились отношения России и Армении. Но чтобы сказать, что сегодня Пашинян ведет антироссийскую кампанию, было бы несправедливо. Да, силы поддерживаемые Пашиняном, внутри страны ведут антироссийскую кампанию. Есть такое, и это просто недопустимо.
– Как Армения должна выстраивать отношения с Россией, есть ли альтернатива двустороннему диалогу?
– Россия – наш союзник. Россия – наш лучший союзник. Те отношения, которые были между Россией и Арменией многие годы, были очень хорошими, крепкими. Я думаю, что после выборов, когда в Армении будет уже новая власть, нужно все строить заново, должны быть новые интеграционные процессы с Россией. Армения и Россия должны свои отношения выстраивать на другом уровне. Должны быть более глубокие интеграционные процессы. Какую форму они будут иметь, поймем при выполнении всего этого.
– Какие шаги предпримет ваша политическая сила для возобновления мирного процесса по Карабаху? Какой вам видится перспектива карабахского урегулирования?
– Российский миротворческий контингент, который сейчас находится в Карабахе, у них мандат на пять лет, это на данном этапе единственная сила, которая может обеспечить мир, безопасность для людей, живущих в Нагорном Карабахе, в Арцахе. Я думаю, что пока не решен карабахский конфликт, пока не решен вопрос статуса Арцаха, мы должны пролонгировать время нахождения российских миротворцев в Карабахе, и это должно продолжаться до тех пор, пока не будет окончательно решен карабахский вопрос.
– Армения должна признать статус, независимость Нагорного Карабаха?
– Армения должна была признать статус Нагорного Карабаха в начале третьей, последней войны. Когда Азербайджан начал свои военные действия в Карабахе после трех-четырех дней, когда уже было понятно, что это долгосрочная война, Армения должна была признать независимость Нагорного Карабаха. К сожалению наши власти этого не сделали, и сейчас признавать Нагорный Карабах, я думаю, нецелесообразно. Нужно продолжать вести переговоры, продолжать работать по решению, урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В итоге, мы должны достичь того, чтобы право наций на самоопределение было в полной мере обеспечено, и народ Нагорного Карабаха самоопределился и жил в независимой стране.
– Как бы вы прокомментировали предвыборную кампанию, используется ли административный ресурс?
– Однозначно используется административный ресурс. Используются правоохранительные органы. Наших сторонников постоянно посещают сотрудники полиции, органов безопасности, всех запугивают, нашим сторонникам говорят, что они не должны поддерживать оппозицию. Но я думаю, что это время прошло, и уже ничто не может помочь Николу Пашиняну продлить свою власть.
– Допускаете ли возможность фальсификации результатов выборов?
– Пашинян сделает все, чтобы переизбраться или чтобы остаться у власти. Потому что для него власть – это последняя надежда жить в этой стране. Потому что его в нашей стране уже не воспринимают как премьер-министра страны. Он более известен под именем "капитулянт", который просто отдал наши земли – 75% Карабаха одной своей подписью отдал азербайджанцам. Да, конечно, он попытается сфальсифицировать выборы. Но, поверьте, что у него это не получится, мы этого не допустим. Если он пойдет на этот шаг, то народ Армении выйдет на улицы, его просто выкинут из его кабинета.
– Вы готовы вывести людей на улицы?
– Я готов вывести людей на улицы, я готов возглавить это движение, у меня просто не будет другого выбора. Потому что выборы в Армении – это не просто выборы, это не борьба политических партий между собой. Это борьба за будущее Армении, это борьба быть Армении или не быть. И для этого я готов сделать все.
– С кем готовы войти в коалицию в парламенте?
– В коалицию готовы войти со всеми теми силами, которые завуалированно не поддерживают нынешнюю власть, капитулянтов, и с теми силами, которые имеют четкую национальную повестку.
– Вы недавно говорили, что нужно уважать волеизъявление жителей Крыма. Если вы придете к власти, считаете ли вы, что нужно признать Крым?
– Я говорил, что самоопределение народов – это один из главных принципов, который нужно использовать в международном праве. То есть, я провел параллели между Карабахом и Крымом. Да, народ Крыма самоопределился, больше 95% населения Крыма высказалось за соединение с Россией, кто мы такие, чтобы не признавать выбор народа Крыма.
– То есть, в перспективе вы рассматриваете возможность признания Крыма?
– В перспективе, я думаю, этот вопрос будет у нас на повестке.
– Заинтересованы ли вы в расширении российской военной базы в Гюмри?
– Во– первых, я заинтересован в очень большом сотрудничестве, очень тесном сотрудничестве наших ВС и ВС России. База российских войск в Армении служит гарантом безопасности во всем регионе, не только для Армении, и чем сильнее будет российская база у нас в стране, тем большие гарантии безопасности будут в целом в регионе. Поэтому, да, российская база при необходимости должна расширяться.
– Осенью во время обострения ситуации в Карабахе звучали заявления об участии там наемников. По вашим данным, есть ли доказательства, что это было организовано турецкими властями?
– Это не только по моим данным, это признали Франция, Россия, США. Об этом заявляли открыто, что по данным разведслужб вышеупомянутых стран в Карабахе воюют наемники, и всем этим руководила Турция. То есть Турция была непосредственно вовлечена в конфликт, и через Турцию в конфликт были вовлечены также наемники. Это доказанный факт.
– Из причин поражения в Карабахе сделаны выводы нынешними властями?
– Если бы нынешними властями был бы сделан вывод, то они сегодня бы не боролись опять за власть, просто бы извинились перед народом Армении и всеми армянами и ушли. Я думаю, нет, они выводы не сделали, и народ 20 июня во время внеочередных парламентских выборов даст свою оценку, сделает свой выбор и выгонит их из политической жизни Армении.
– Может ли приезд Эрдогана в Шуши вызвать в Армении новые акции протеста?
– Я не думаю, что в Армении это вызовет волну протестов. Конечно, это будет неприятно, потому что Шуши – это наш древний исторический город, культурный центр. Но мы имеем, что имеем, к сожалению. Армения должна опять встать на ноги, стать сильной и понять, как сделать, чтобы вернуть свои исторические земли.
– Опасаетесь ли увеличения турецкого военного присутствия в Карабахе?
– В Карабахе турецкого военного присутствия, я думаю, не будет, пока там есть российские миротворцы. Но Турция уже в регионе заявила о себе, и она уже активно вмешивается во внутренние дела многих стран в регионе. Я думаю, этот сигнал есть также у российской стороны.
– Есть ли у вас программа действий по защите культурного наследия в Карабахе?
– Мы должны работать с международными партнерами, в том числе с ЮНЕСКО, потому что в Карабахе очень много древних храмов, древних исторических памятников, это все нужно сохранить и нельзя допустить их исчезновения с нашей земли. Но есть уже факты, что азербайджанцы ломают исторические храмы, ломают наши памятники. В Шуши они уже нашу церковь хотят переделать в мечеть, то есть это недопустимые факты, и международное сообщество должно дать четкую оценку этим действиям.
– Как вы видите развитие отношений с Азербайджаном и Турцией в перспективе?
– В настоящий момент с Азербайджаном и Турцией у нас не может быть никаких отношений, потому что Азербайджан и Турция против нас имеют враждебные настроения. У них есть программа, есть цель уничтожить армянский народ и сделать так, чтобы с политической карты мира стерлась Республика Армения. Пока они не поменяют своего отношения к армянам, мы о нормальных отношениях с Турцией и Азербайджаном говорить не готовы.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.