В последнее время различные представители власти часто высказывают мнение, что необходимо изменить враждебное отношение к Турции и Азербайджану или внести коррективы в подходы Еревана к Турции.

Чего хочет правительство достичь этими заявлениями? И в конце концов, какова конечная цель? Возможно ли установить дружеские отношения с Турцией или возможно ли, что Турция однажды изменит свое враждебное отношение к Армении?

Об этом корреспондент Panorama.am поговорил с бывшим директором Музея-института Геноцида армян, доктором исторических наук Айком Демояном.

Panorama.am: Г-н Демоян, почему правительство придерживается линии, согласно которой должны быть изменения в подходах к Турции?

Г. Демоян: Сила, пришедшая к власти с фальшивой, сфабрикованной повесткой дня, в повестке дня которой было также установление любой ценой отношений с Турцией. Плохо то, что это делается любой ценой. Я не националист, не недалекий человек и не ксенофоб. Я тоже думаю, что да, нам нужно найти конец клубка отношений. Будучи 11 лет директором Музея-института Геноцида армян, вы никогда не найдете интервью, публичного заявления, в котором я использовал бы антитурецкий, ксенофобский язык.

Вы можете посмотреть и увидеть новую экспозицию музея, сделанную в 2015 году- какого-либо таргетинга, языка ксенофобии нет. Есть подача исторического материала, что делает выставку мощной и сильной.

Придя к установлению отношений любой ценой, мы увидели, чем все  это закончилось в Арцахе. По моему глубокому убеждению, вложенная сила, которая обслуживает бенефициаров, совершает вторую крупную сделку, к которой она не готова. На самом деле вся проблема в том, что они не готовы ни интеллектуально, ни с точки зрения стартовых преимуществ. У них нет никакого начального преимущества, следовательно, процесс и желание обречены, и мы - армянская сторона, диаспора, окажемся в роли исполнителя условий, задания: ведь ты постоянно просишь, следовательно, становишься исполнителем.

А самое опасное, в случае государства с имперским прошлым и имперскими амбициями, когда ты находишься в роли просителя, в этом случае империи наказывают еще тебя и как слабого.

Не будем забывать, что во время парада в Баку президент Турции Эрдоган вспомнил об упокоении души Энвера.

Если дать иное определение нынешним властям, кроме того, что они пришли по ложной повестке дня, то они продвигают и конструкцию забвения. Не забывайте, что первой прелюдией было перекраивание темы памяти Геноцида армян, убрав из лозунга «Помню и требую» слово «требую», и втиснув Арутюна Марутяна в Цицернакаберд. Просто на первый план экстерном с ужасными последствиями вышел вопрос решения арцахской проблемы.

Теперь все идет по логике: почему Арутюн Марутян из-за кумовства Харатьянов оказался в Цицернакаберде, почему Пашинян подписал попечительский совет в том составе, где этнограф Арутюн Марутян должен был получить большинство голосов, который не больше не меньше квалифицирует тему Геноцида политическим вопросом, который не комментирует, он сказал также, что не является экспертом по событиям 100-летней давности.

Если Пашинян выбирает попечительский совет, и 11 членов этого попечительского совета отдают свой голос за человека, который сказал, что не является экспертом по событиям 100-летней давности, возникает логичный вопрос: «А кого вы избрали, мальчики и девочки?» Конечно, ваш выбор был предопределен, знаете, для кого и для чего вы нейтрализуете Цицернакаберд. Они прекрасно знали, что в случае с Айком Демояном из Цицернакаберда были бы озвучены другие акценты и речи. Поэтому и выбрали этнографа.

Все действия, официальные заявления, слова дискредитации Арутюна Марутяна… В том числе заявление тогдашнего министра ОНКС Араика Арутюняна с трибуны НС в мае прошлого года о том, что якобы пропали ценные материалы, меж тем на тот момент регистрация не была завершена, и у него не было документа, на который он мог бы ссылаться.

По части пропажи в 2007 году по моей инициативе было возбуждено уголовное дело, в ходе которого были допрошены в качестве свидетелей Арарат Мирзоян и Владимир Варданян. Это факты. Араик Арутюнян, возможно, не знал, поэтому завел в ловушку своих коллег, в том числе спикера НС. Теперь у меня есть все основания и права требовать возобновления уголовного дела, возбужденного по моей инициативе в 2007 году, потому что после заявления Араика Арутюняна я могу предположить, что по делу возникли новые обстоятельства.

Давайте снова откроем дело и допросим ваших коллег. Я бы хотел, чтобы Пашинян проконтролировал это дело и доложил всем армянам, какие новые обстоятельства открылись в деле, по которому когда-то допрашивали также Арарата Мирзояна и Владимира Варданяна.

В международной повестке дня, в договоренностях власти Армении сейчас фигурируют только в роли обслуживающего персонала - в статусе шестерки. В данном случае они в роли исполнителей, поэтому пришли они, поэтому смогли избраться.

Согласно повестке, с которой они пришли, у них были условные коды: где что делать, когда что делать, как обезвредить «Еркрапа», как закрыть Цицернакаберд, чтобы оттуда не поступал поток информации в виде объявлений и действий. Это и есть вся цепочка.

Panorama.am: Как вы думаете, Турция когда-нибудь изменит свое армяноненавистническое отношение, как накануне заявил министр иностранных дел Ара Айвазян: «Я не думаю, что Турция никогда не изменит свое армяноненавистническое отношение».

Г. Демоян: Нет, еще больше ужесточит, потому что ты в роли просящего и в статусе проигравшего. Для Турции нет какого-либо препятствующего фактора, есть только одно - придерживаться своей главной пантюркистской повестки дня.

Panorama.am: В конце концов к чему это все приведет, что мы будем иметь?

Г. Демоян: Ни к чему хорошему. Это очевидно, потому что мы имеем дело с властью, которая не имеет достаточного образования, интеллектуального уровня, которая, как таковая, представляет собой сборище политических маргиналов, которые в нужное время, в нужном месте появились для осуществления желаемых целей.

Panorama.am: Ходят слухи о снятии вопроса признания Геноцида армян с международной повестки дня. Это возможно?

Г. Демоян: Я не удивлен, именно к этому все и ведет. Турция выигрывает по очень дешевому и качественному варианту - не тратя никаких ресурсов, и, что самое замечательное, говоря языком условий с побежденным правительством.

Panorama.am: Господин Демоян, есть ли выход из всего этого?

А.Демоян: Есть выход - рассматривать Сюник как козырную карту, а мы сегодня на коленях, согнувши спины, готовы сдать и Сюник. Между тем, все давление оказывается ради этого коридора, и нынешнее правительство хочет продать его в виде разменной монеты.

Самое мощное и первостепенное значение имеют 40-километровые Сюникские горы.

Panorama.am: Спасибо за беседу.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.