На днях французский журнал "General de Europe" опубликовал статью политолога Себастьена Буссуа о том, что Франция, якобы, начала расследование фактов участия своих граждан в карабахской войне. Автор публикации известен лоббированием интересов Азербайджана, поэтому его утверждения вызывают сомнения.

Тем не менее, стоит признать, что власти Франции действительно оказались в неловком положении, так как им придется что-то отвечать. Факт участия в войне граждан Франции не вызывает сомнений. Но означает ли это, что официальный Париж действительно обязан санкционировать карательные меры?

Участие своих граждан в войнах на территории других государств не поощряется ни одной страной. Власти Армении тоже были бы не в восторге, если бы армянские езиды массово отправлялись защищать своих соотечественников в раздираемый распрями Ирак. Ведь это могло стать поводом для всевозможных манипуляций и неверных толкований.

Но предъявлять претензии согражданам только потому, что они – патриоты своего народа, было бы не только безнравственно, но и бессмысленно. Ведь доказать факт участия того или иного гражданина в военных действиях за пределами страны почти невозможно. Потому, в подобных случаях правоохранители проявляют понимание. Даже в государствах, в которых участие в военных действиях за пределами страны криминализировано, уголовные дела по таким статьям возбуждаются крайне редко. И причины не только правовые и политические, но и гуманитарные. Как правило, общество проявляет сочувствие и симпатию к обвиняемым.

В Баку утверждают, что участие этнических армян в военных действиях в Карабахе противоречит нормам международного права. Апеллируют к пунктам Международной конвенции о борьбе с вербовкой и использованием наемников. Но в данном случае говорить о завербованных комбатантах не приходится, так как речь идет исключительно об армянах.

Тем не менее, президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью телеканалу "Аль-Джазира" назвал таких граждан наемниками. "Нет разницы, армянского они происхождения, или нет. Если иностранец участвует в войне, значит он наемник", - заявил он. Алиеву тогда ответил президент Армении. В беседе с корреспондентом того же телеканала Армен Саркисян не только признал факт участия в военных действиях этнических армян, но и назвал это совершенно естественным, так у армян принято нести ответственность за защиту родины.

Несмотря на утверждение бакинской прессы о том, что в ряде стран уже возбуждены уголовные дела, в открытых источниках пока нет фактов, доказывающего это. Известно, что призыв начать расследование власти Азербайджана направили также в прокуратуру России. В Баку помнят слова президента Союза армян России Ара Абрамяна о том, что "20 тысяч российских армян хотят отправиться в Карабах, чтоб сражаться". В этом контексте напоминают о требовании статьи 208 Уголовного кодекса РФ, которая карает наемников лишением свободы сроком до пяти лет. Но в Москве, как и в Париже, этому делу ход не дали.

Столь же безуспешными оказались и попытки Азербайджана добиться введения ограничительных мер, препятствующих финансированию диаспорой стратегических проектов в Карабахе. В Баку утверждали, что средства, перечисляемые во Всеармянский фонд "Айастан", идут на финансирование армянской армии. На этом основании требовали введения санкций в отношении диаспоральных структур, координировавших денежные потоки. Но ни одна страна не стала препятствовать перечислениям, так как это было бы просто незаконным. О том, чтоб карать организации диаспоры, и говорить не приходится.

Прокуратура Азербайджана утверждает, что кроме жителей Армении в войне участвовали граждане 19 государств. По данным бакинских властей, армяне приехали воевать в Карабах не только из Европы, Северной Америки и Ближнего Востока, но и из таких государств, как Мексика, Бразилия и Австралия.

На самом деле, охват был еще больше, чем представляют в Баку. В отличие от первой карабахской войны, на этот раз в военных действиях диаспора приняла действительно ощутимое участие. Но следует обратить внимание на одно важное обстоятельство - на фронт отправлялись лишь те из множества добровольцев, у кого был действительный армянский паспорт. На пресс-конференциях Объединенного информационного центра это не раз подчеркивалось в ходе войны. То есть в военных действиях могли принимать участие только армяне диаспоры, имевшие также гражданство Республики Армения. Ресурс всех остальных использовался в тылу.

Инициаторы начатой в Баку кампании, похоже, изначально не сильно надеялись на то, что их обращения к иностранным правительствам дадут результат. Потому выявлять и "наказывать" воевавших против них армян решили самостоятельно. Спецслужбы соседней страны изучают страницы членов армянских диаспоральных организаций в социальных сетях в поисках фотографий, которые могли бы свидетельствовать о факте их нахождения в Карабахе в дни войны. Накопленный материал переправляется лидерам азербайджанских общин стран, гражданами которых эти армяне являются. Цель - дискредитация.

Знаю конкретный случай в Германии, когда сотрудники азербайджанского землячества обратились к работодателю армянина, воевавшего в Карабахе, с требованием расторгнуть с ним контракт.

Информация о прямом или косвенном участии зарубежных армян в военных действиях черпается из открытых источников. Очень часто наши соотечественники, не осознавая того, сами себя подставляют, засвечиваясь там, где не нужно. И это касается не только соцсетей. Так, живущий во Франции Артур Оганисян в интервью российскому изданию "Новая газета" рассказал о своих воевавших братьях. А гражданин Франции Сипан Мурадян стал героем репортажа информагентства "France24".

Бакинские власти не только предъявляют требования правоохранителям стран Европы и Ближнего Востока, но и сами возбуждают уголовные дела против конкретных иностранцев, подозреваемых в участии в военных действиях против Азербайджана. Известно как минимум о шести таких случаях.

Так, в Баку планируют выдвинуть заочно обвинение гражданину Франции Жильберу Минасяну. Он обвиняется в том, что воевал в Карабахе, будучи бойцом отряда АСАЛА (Армянская секретная армия освобождения Армении, антитурецкое военизированное объединение диаспоры. – ред.), но самороспуск этой организации произошел 32 года назад. Минасяну 65 лет, и он на самом деле занят весьма мирным делом – управляет рестораном "Монте-Кристо" в центре Марселя.

Не менее странные обвинения предъявлены джавахкцу (Самцхе-Джавахети, армянонаселённый регион Грузии. – ред.) Ваагну Чахаляну. Проживающий в Ереване уроженец Ахалкалаки был лишен грузинского гражданства задолго до войны. Тем не менее, в Баку продолжают настаивать на том, что он является "иностранным наемником". В Генпрокуратуре Грузии неоднократно отвечали азербайджанским коллегам, что не могут карать человека, который не является гражданином этой страны.

Уголовные дела возбуждены также в отношении жителя Парижа, бывшего ереванца Артура Оганесяна (у него и французский, и армянский паспорт), Хармика Овсепяна из Тегерана и калифорнийского армянина Арушана Бадасяна. Теперь они вынуждены считаться с перспективой быть арестованными в случае, если решат посетить Азербайджан. А вот неприятности с Интерполом у них маловероятны. Устав организации не позволяет давать ход политически мотивированным делам. Так что, если такие запросы от Азербайджана и поступят, международный розыск, скорее всего, объявлен не будет.

В Баку отмечают, что за пределами страны проживает 30 миллионов соотечественников. 20 миллионов азербайджанцев живет в Иране, 4 миллиона - в Турции, 2 миллиона - в России, 1 миллион - в США, полмиллиона - в Грузии. Но почему-то в ходе последней войны в Карабах прибыли боевики военизированных группировок, действующих на Ближнем Востоке.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.