Предстоящие турецко-азербайджанские учения в Карсе вызывают в Армении весьма неприятные воспоминания и аналогии. Примерно такие же учения проходили в июле-августе прошлого года, и спустя около полутора месяцев после их окончания, при самом активном участии Турции вспыхнула война в Карабахе. И хотя военно-политическая обстановка в регионе очень сильно отличается от той, что была летом-осенью 2020 года, и ожидать новой вспышки эскалации не приходится, очевидно, что усиление турецко-азербайджанской кооперации в военной сфере не может не беспокоить Армению.

Учения стартуют в провинции Карс 1 февраля и продолжатся до 12-го. В них будут задействованы танковые соединения, артиллерийские части, отряды снайперов, сотрудники спецназа и авиация. В сообщении минобороны Турции говорится, что цель учений – обеспечить координацию действий при проведении совместных операций, а также испытать новое вооружение и транспортные средства. Планируется также отработать авиаудары по объектам условного противника, десантирование и логическую поддержку. Численность личного состава и количество техники не анонсировалось - в официальных сообщениях лишь говорится о "крупномасштабных" тренировках.

Со стороны Азербайджана в учениях примет участие подразделение общевойсковой армии, дислоцированной в Нахичевани. Судя по видео, опубликованному турецким военным ведомством, из Нахичевани в Карс отправился сводный взвод. Это, безусловно, немного, однако, как считает военный эксперт Тарон Ованнисян, здесь больше нужно рассматривать политический компонент участия. Он отмечает, что азербайджанские ВС и в предыдущие годы участвовали в зимних учениях в Карсе, и больше одной роты туда не отправляли.

"Обычно в таких случаях проверяется степень слаженности спецподразделений, этим можно объяснить участие небольшого числа азербайджанских войск. Но то, как это преподносится, какую шумную пропагандистскую компанию они устраивают, позволяет говорить о высоком уровне политизации", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.

Эксперт не видит каких-то новых компонентов в организации учения – та же агрессивная риторика и провокационные заявления. Формат и состав участников также особо не изменились в сравнении с учениями предыдущих лет.

На вопрос о том, насколько велики риски эскалации в свете подобных учений, координатор военного портала Razm.info Карен Вртанесян заявил нам, что любое учение, безусловно, несет в себе какие-то политические месседжи. Но тем не менее нужно в первую очередь говорить о военном компоненте. Любое учение усиливает армию, проводящую его. Отрабатываются совместные приемы и способы отражения потенциального противника, прорабатываются вопросы слаженности подразделений и т.д. Исходя из этого, любой процесс, нацеленный на усиление врагов Армении, должен ее беспокоить. По мнению эксперта, сказанное актуально и для российской стороны, учитывая, что совсем недалеко от Карса – по другую сторону от границы – расположена 102-ая российская база. Вртанесян считает, что для России любое усиление турецких ВС в непосредственной близости от ее сил, любое инфраструктурное улучшение должно вызывать тревогу, по сути. На вопрос, как должны реагировать на учения власти Армении, Вртанесян заявил, что не видит у руководства какого-то желания, каких-то намерений или способности реагировать, отвечать.

По мнению российского военного эксперта, заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, учения в Карсе больше следует рассматривать как демонстрацию сохранения турецко-азербайджанского военного сотрудничества. Говорить о новой войне против Армении сейчас не имеет никакого смысла, и уж тем более с участием Турции. Война Турции против Армении будет означать и войну против России, считает он.

"Строго говоря, Алиев по итогам войны в Карабахе немного "кинул" Эрдогана. Эрдоган обеспечил ему победу, а тот в ответ не обеспечил ему ничего. И поскольку совсем уж ссориться с Турцией Азербайджану не интересно, то он будет продолжать сотрудничать с Анкарой, чтобы никто ни в чем не сомневался", - сказал Храмчихин в интервью Sputnik Армения.

Наш собеседник не видит особой необходимости для армянской и российской сторон что-то предпринимать из-за учений в Карсе. Если говорить об объединенной армяно-российской группировке, то у нее есть свои планы и задачи. Они могут претерпевать какие-то коррективы, но если что-то и предпринимать, то нужно делать это по итогам войны в Карабахе.

Храмчихин считает, что Россия явно не в восторге от турецко-азербайджанского военного сближения. Видимо, это и демонстрирует отсутствие турецкой подписи в совместном заявлении 9 ноября о прекращении огня в Карабахе. Но и открыто ссориться с Баку и Анкарой Москва не хочет.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.