Разморозка многолетнего «замороженного» военного конфликта в Нагорном Карабахе получилась достаточно громкой и очень заметной. Четверо суток военные Азербайджана, Армении и Нагорно-Карабахской Республики поливают друг друга огнём из всех видов оружия, МИДы и главы этих государств мечут громкие обвинения и заявления, а союзники, «болельщики» и просто заинтересованные лица прикидывают варианты действий на случаи разного развития событий.

Наиболее близко к вступлению в эти боевые действия находятся Турция и Россия. Турция заявляет об этом регулярно и громко, грозя решить вопрос Карабаха «разом и по справедливости», а России можно обходиться и без «танцев с саблями», так как всем понятно, что она просто обязана будет в критический момент вступиться за Армению по условиям договора ОДКБ.

Военное вмешательство Москвы и Анкары в этот конфликт зависит от успешности военной операции Азербайджана. Можно сколько угодно рассуждать о том, кто сделал первый выстрел в нынешнем обострении, но по меньшей мере глупо отрицать тот факт, что именно Азербайджан пытается прорвать систему обороны НКР и Армении.

Мы не будем углубляться в дебри многовековой истории этого конфликта, ограничимся лишь напоминанием о том, что Нагорный Карабах уже три десятилетия определяет отношения между Арменией и Азербайджаном как крайне враждебные. Линия фронта сформировалась в этих местах в первой половине 1990-х годов, когда армянские войска нанесли азербайджанским силам чувствительное поражение, захватив несколько районов бывшей Азербайджанской ССР, и с тех пор существовала в режиме шатких перемирий, постоянно развиваясь и укрепляясь.

Ещё одна линия фронта развивалась и укреплялась всё это время в коллективном сознании народов Азербайджана и Армении, не только задавая главный вектор внутриполитической жизни, но и лишая противников в глазах друг друга статуса человеческих существ. Впрочем, это стандартная ситуация для подобного рода конфликтов, так что воздержимся от обвинений обеих сторон в пропаганде и разжигании ненависти к соседям.

Поскольку Азербайджан активно развивал отношения с Турцией, которую армяне не без оснований считают смертельным врагом, Ереван опирался на военно-политическую мощь Москвы.

Претензии Турции на усиление своих позиций в Закавказье означают для армян перспективу повторения жуткого геноцида 1915 года, память о котором хранит каждая армянская семья.

Вот на этой основе и разгорелись события последних дней, которые мы сейчас рассмотрим в военном и политическом ракурсах.

Ещё раз повторим: есть Ереван, Степанакерт и Баку, уже участвующие в боевых действиях. Есть Анкара и Москва, которые могут в них вмешаться. А ещё есть геополитические игроки, которые не прочь потаскать каштаны из этого огня. Их мы рассмотрим чуть позже.

Сначала разберемся, насколько вероятно прямое военное вмешательство Турции или России в нынешний конфликт.

Армения уже утверждает, что турецкие боевые самолёты, ударные беспилотники и турецкие офицеры принимают деятельное участие в боях. Баку и Анкара это категорически отрицают. Скорее всего, основную нагрузку боёв действительно пока несут азербайджанские военные.

Продолжение читайте здесь
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.