"Если в стране тотальный бардак, в армии не может быть тотальной дисциплины", - заявил в интервью "ГА" соучредитель инициативы "Адеквад" Константин ТЕР-НАКАЛЯН.

- Давайте начнем с оценки скоропостижного конституционного референдума, назначенного на 5 апреля. Что скажете об этом и вообще о процессах, связанных с Конституционным судом?

- С одной стороны, тут не может быть двух оценок. То, что сегодня делают власти по отношению к Конституционному суду и Грайру Товмасяну, рано или поздно получит очень жесткую правовую оценку. И Никол Пашинян, а также "Мой шаг" в полном составе окажутся на скамье подсудимых. Причем это ведь не первый случай, когда мы видим преступление в отношении конституционного строя со стороны действующей власти. Те, кто придет следом, призовут к ответственности нынешние власти за то, что они творили с Основным Законом страны, и здесь не отделаешься отговоркой, дескать, "народ захотел". С другой стороны, в происходящем можно увидеть и положительное зерно. Именно благодаря противозаконным, циничным действиям Пашиняна и его команды за эти два года наш народ получает исторический шанс прийти в себя, избавиться от иллюзий и выйти из испытаний с новым багажом политической зрелости.

Если речь идет конкретно о референдуме и абсолютно противоправных действиях в отношении КС, мы видим сразу несколько очевидных фактов: народ - категория, которой бессовестно манипулируют. Это раз. Международное сообщество, особенно в лице западных структур, диктующих нам правила демократии, госуправления, распространяющихся на тему прав человека и т.д., демонстрирует свое полное банкротство. Это два. И это хороший повод для того, чтобы завтра отрезать эту токсичную связь с западным истеблишментом. Ибо реакция, продемонстрированная этим самым истеблишментом в ответ на происходящие в Армении процессы, и явное беззаконие в отношении КС - не более чем демагогия. Что делают нынешние власти? В очередной раз манипулируя понятием "народ", сваливают на него ответственность. И это касается не только ситуации с Конституционным судом, так будет и дальше - в любой трудной и проблематичной ситуации, в том числе связанной с арцахским вопросом. Эти власти не будут говорить: "Мы виноваты, мы - иностранные агенты, мы обслуживаем чужие интересы". Они будут говорить: "Народ, это ты виноват, ты так захотел". Сегодня параллельно с процессом постепенного оздоровления общества Пашинян одерживает пирровы победы - одну за другой. Между тем факт тот, что какой бы результат ни был зафиксирован референдумом, независимо от того, победит "да" или "нет", Пашинян выйдет из этого процесса более слабым, чем когда-либо. Этот референдум - начало конца Никола Пашиняна.

- Что-то я не вижу пока столь уж очевидного оздоровления общества…

- Общество состоит из разных людей, в том числе погосов, глупцов и невежд. Да, сейчас армянское общество больше похоже на плебс, собиравшийся в римском Колизее на бой гладиаторов и выражавший отношение к любимцам и нелюбимцам жестом "палец вверх" или "палец вниз". Ему нужны зрелища и хлеб. Два года назад гладиатором их сердца был Никол Пашинян, за которого поднимали "палец вверх". За два года число таких людей значительно поубавилось. Сегодня общество пока не анализирует свои прошлые ошибки, не делает выводов - оно хочет видеть нового гладиатора. В этом плане - да, у нас есть проблема. Процесс же оздоровления заключается в том, что создаются новые элиты и контрэлиты. Давайте уже выходить из этих иллюзий, дескать, народ ведет страну вперед. Нет, страну ведут вперед лидеры, способные в той или иной степени организовать, мобилизовать, задать народу правильный вектор движения. Теперь Никол Пашинян - условно плохой лидер и символизирует собой плохую элиту. В этой ситуации есть блестящая возможность, чтобы сформировалась условно хорошая контрэлита, которая сломает миф о том, что единственная альтернатива пашиняновской власти - это реставрация той ситуации, которая царила в Армении до марта 2018 года, и с теми же лицами.

- Власти занимаются популизмом, общество послушно "заглатывает" отвлекающие внимание наживки, а тем временем практически ежедневно поступает очень тревожная информация о гибели наших солдат, причем речь идет о небоевых потерях. Что творится в армии?

- Происходящее действительно тревожит. Конечно, причины могут быть разные, включая несчастные случаи. Здесь, однако, беспокоят не только сами факты гибели солдат, но и то, что эти трагедии пытаются сделать опять же фактором манипуляции в контексте взаимоотношений в армейском руководстве, и это становится поводом для спекуляций. Другое дело, что если в стране тотальный бардак, то в армии не может быть тотальной дисциплины, ибо армия - это действительно зеркало общества и страны. В свое время в армии произошли весьма проблематичные инциденты, до сих пор не получившие должной оценки. Хотя должны были. Давайте вспомним совершенно чудовищный инцидент, когда во время апрельского переворота 2018 года как минимум несколько десятков военнослужащих нарушили военную присягу и присоединились к митингам.

- Эти люди должны были пойти под суд, но не пошли…

- Не пошли. Более того, их командир при Николе Пашиняне получил более высокую должность. Другой инцидент, который должен был получить адекватную оценку со стороны властей, но получил абсолютно карикатурное решение, - случай, когда в одной из воинских частей на свет божий вылез этакий "локальный Никол" и поднял пару сотен солдат на "революцию" против решения начальства, запрещающего ношение нестандартной формы одежды. И опять же вместо того, чтобы отправить под суд, этих людей в наказание перевели в другую воинскую часть. О чем после этого говорить вообще? Я уж не упоминаю о фактах, связанных с общественным восприятием армии. Искажение налицо. Из солдата- срочника мы делаем культ, тогда как офицеры постоянно подвергаются критике и обструкции со стороны общества и оно же лишает их каких-либо прав. Конечно, не нужно умалять роль солдата, но и игнорировать сложившуюся в общественном восприятии аномальную асимметрию, давно уже приобретшую гротескные формы, тоже неправильно. Когда, не дай бог, что-то случается с солдатом, все воспринимают это как трагедию, когда погибает офицер, говорят: ну да, так тоже бывает. Это же чудовищно. Что же касается реакции Пашиняна, дескать, все беды от действующей в армии "криминальной субкультуры", то хорошо бы премьеру перестать самому говорить на языке этой самой субкультуры и понять, что подобная проблема не решается только принятием соответствующего закона. Надо работать в армии, развивать институт замполитов и армейских психологов, привнести изменения в общественное восприятие. Чтобы каждый понимал, что офицер - это офицер, сержант - это сержант, солдат - это солдат.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.