Сопредседатель организации "Адеквад" Константин ТЕР-НАКАЛЯН в интервью "ГА" рассказал о своем видении внутриполитической ситуации в стране, перспектив нашей экономики и задач организации "Адеквад".

"В нашей программе есть элементы плановой экономики"

- Ситуация  в лагере внепарламентских сил напоминает коллоквиум на тему одной персоны, устная критика подменила собой политические процессы. Не кажется ли вам, что многие новички в политике зарабатывают дивиденды на критике премьера и ничего, кроме этой критики, предъявить народу не в состоянии?

- Мы изначально объявили, что не считаем Никола причиной всех несчастий, он - ситуативное последствие тех проблем, которые уходят корнями еще в досоветское прошлое. Мы провозгласили борьбу не с метастазами, а с возбудителем болезни и стремимся изменить не власть, а человека, причем речь идет о коренных изменениях, к которым надо стремиться каждый день. С этой целью мы купили дом в Арцахе и пытаемся восстановить там один из трех  крупнейших колхозов советского времени. Речь о колхозе не только в хозяйственном плане, мы создаем коммуну.  Большое внимание уделяем военно-патриотическому воспитанию, говорим о необходимости создания прочной цепи военизированных населенных пунктов в приграничных районах Армении, где будут жить не вчерашние бомжи и уголовники, а цвет нации, ее элита. Мы планируем также стать членами батальона добровольцев Союза азатамартиков. В нашей программе говорится об элементах плановой экономики, в идеале мы стремимся к построению Христианской Республики Армения, во главе которой будут стоять самые достойные люди. 

- По аналогии с колхозами напрашивается определение "Политбюро"…

- Лучше назвать этот орган Духовным советом. В Армении назревает революция, но не та, которую мы наблюдали в апреле-мае 2018 г., а подлинная революция, которая принесет с собой новое качество взаимоотношений граждан с государством. Эта революция созреет, когда люди вместо себя увидят в зеркале  погосов и ужаснутся, когда хотя бы 15-20% населения станут адекватными.

"Мы не политический товар"

- Похоже, это время скоро наступит, есть результаты соцопросов, согласно которым рейтинг премьер-министра колеблется в пределах 21-23%. Не кажется ли вам, что массовое прозрение, а с ним и время кардинальных перемен наступят гораздо раньше очередных парламентских выборов? И что такое стать адекватными в вашем понимании?

- Прозрение и ответственность за свои поступки начинаются с извинений, а я пока не слышал, чтобы кто-то извинился за то, что верил в 50% Сашика во всех бизнесах, и говорил, что Серж Саргсян хотел продать территории.  Я не вижу изменений в тех, кто пошел за Николом в надежде на лучшую жизнь при минимуме усилий. Есть цифры, которые говорят о том, что проблема Арцаха даже на пике вооруженного конфликта была актуальна примерно для 1% населения. Мы хотим привлечь наследников тех, кто сражался за освобождение Арцаха, и не ставим целью завоевать сердца тех, кто привык жить по инерции. Мы не политический товар, а потому не хотим соответствовать спросу и нравиться всем. Те, кто хочет видеть после Никола  нового мессию, будут вынуждены  искать его в другом месте.  А что касается адекватных, то к этой категории принадлежат люди, которые сумели избавиться от иллюзий, перестали верить в сказки и в утешительные сладкие речи о том, что простые люди ни в чем не виноваты, а виной всему злые сашики. Адекватность - наше политическое предложение. У нас есть манифест и программа, мы предлагаем отказаться от общества потребления и перейти к мобилизованному и милитаризованному обществу. При наличии внешних врагов  для нашей страны это  оптимальная модель развития.

- Стало быть, о попытке взять власть на досрочных или очередных парламентских выборах речь не идет?

- Мы стремимся к настоящей власти, до сих пор ни одно официальное  руководство  Армении не обладало подлинной властью. Я не знаю, по какому сценарию произойдет смена власти, но  полагаю, что произойдет это достаточно скоро.

"Отвергаем сценарий переворота при поддержке внешних сил"

- У вас есть собственный сценарий смены власти?

- Есть, но для его реализации время еще не пришло. 15-20% населения еще не стало адекватным. Мы отвергаем сценарий государственного переворота при поддержке внешних сил, сегодня идут межпартийные переговоры, но готовой модели ни у кого нет, временами возникает ощущение, что политические силы делят шкуру неубитого медведя… При индексе демографии 1, 7, при наличии экономики, которая не может развиваться без внешних дотаций, в условиях, когда нет возможности обеспечить большинство населения даже минимальной потребкорзиной, общество ведет себя отнюдь не адекватно очевидным рискам. Это общество привело Никола к власти, именно поэтому мы считаем, что Никол не причина, а следствие…

- Чтобы изменить общество, потребуется много времени, а его нет: риски слишком велики, вам не кажется?

- Почему нет времени? Большевики за несколько десятилетий построили индустриальную Армению. А что касается Никола, то, если динамика процессов сохранится, он уйдет до весны. Механизмы ухода пока точно обозначить не могу, зато с уверенностью могу сказать, что в ближайшие 5 лет у политических сил будет минимум возможности вывести на улицу 100 тыс. человек. Протестная энергетика, которая накапливалась 10-15 лет, уже выстрелила. Я не исключаю возможность военного переворота, переворота внутри правящей элиты, отставку  в виде бегства Никола из страны и уход  с должности под воздействием внешних сил.

- Полагаете, в апреле-мае 2018 г. можно было затормозить ситуацию?

- Мне смешно слушать, как погосы сегодня хвастают, дескать, если бы власть решилась на применение силы, то они тоже пошли бы на ответные меры. Смешно потому, что я помню, что было в Ереване 2 марта 2008 г.: после событий 1 марта люди тихо сидели по домам. Если бы во время штурма Дома радио власть прибегла к жестким мерам… Знаете, те, кто вышел за Николом на улицу, возможно, были готовы убивать, но умереть и жертвовать собой ради чего-то  они явно были не готовы…

- Что мешает внепарламентским силам консолидированно выступить под лозунгом с требованием отставки премьер-министра?

- Думаю, момент для этого еще не настал. Из этой ямы иного выхода, кроме подлинной революции, я  не вижу.

-  Даже если есть риск, что новую волну протеста оседлает еще один популист вроде Никола?

- Риск есть, но ситуация еще не созрела, нет политических предпосылок для консолидированных требований. Мы готовы сотрудничать со всеми политическими силами, кроме партии Никола и "Сасна црер", но в обозримой перспективе с уверенностью могу предсказать только ухудшение экономической, внутриполитической и внешнеполитической ситуации. Я вижу эту динамику в открытом режиме.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.