Отныне можно быть уверенным не только в том, что конец собравшихся в Идлибе группировок близок. Можно не сомневаться, что вскоре сирийская армия возьмется за освобождение восточных районов страны – левобережье Евфрата, где под прикрытием американцев вовсю орудуют курдские боевые формирования.

Турецкая армия в Идлибе оказалась не у дел и в окружении

Как будет разруливать сложившуюся ситуацию Анкара, не совсем понятно. Ведь результатом событий в Идлибе стало то, что все поняли – турки не справились с задачей создать зону безопасности. Скорее всего, не справятся и с левобережьем Евфрата, который курды будут оборонять с еще большим воодушевлением, чем защищали свои позиции в Идлибе боевики из Нусры. Тем более, что группировки из Идлиба тайно прикрывала Саудовская Аравия, тогда как курдов в открытую поддерживают американцы.

С другой стороны, Анкара готова на все, лишь бы не испортить отношений с главными действующими в Сирии игроками – с Россией и Ираном. И если Тегеран постарался на определенном этапе отстраниться от идлибских событий (иранцам и самим не хочется ссориться с турками), то Москва помогала сирийской армии в открытую. Так, что шансов у боевиков из Джебхат ан-Нусры (террористическое формирование, запрещенное в России) в боях против сирийцев, которых прикрывали российских ВКС, не было никаких.

Как бы то ни было, в итоге имеем то, что имеем. Турецкие кадровые части, доселе занимавшие наблюдательные позиции на территории, контролируемой засевшими в Идлибе боевиками, остались не у дел. Анкара присутствие своих солдат на сирийской территории объясняла договоренностями, которые достигнуты еще в прошлом году в Сочи, во время встречи Путина с Эрдоганом. Это был повод официально присутствовать в провинции, якобы для того, чтобы решать главную задачу – организацию здесь деэскалационной зоны. Турки не справились, и работу за них выполнила сирийская армия. Отныне "отмазок" для присутствия тут у Анкары попросту нет.

Зря Эрдоган надеялся, что либо ишак сдохнет, либо падишах

Как и следовало ожидать, турецкий президент перехитрил, в первую очередь, сам себя. Эрдогану изначально казалось, что процесс становления сирийской армии будет длиться годами. Что сирийские территории перешли под контроль турецкой армии надолго. А там, чем черт не шутит, либо осел сдохнет, либо падишах, и часть северо-западных районов Сирии перейдет в состав Турции навсегда. По большому счету, так бы и случилось, если бы не фактор наличия российских воздушно-космических сил и помощи, которую оказала Москва Дамаску. Вдруг оказалось, что сирийская армия, вернее та ее часть, которая в свое время осталась верна Башару Асаду, умеет воевать.

Правда, маховик военной машины, призванной освободить идлибскую провинцию, раскручивался достаточно медленно, с трудом и скрипом. И в этот период террористические группировки попортили Дамаску немало крови. Однако потом, когда дело наладилось, освобождение захваченной террористами провинции оказалось делом нескольких недель, ну или пары месяцев. Эрдоган попросту опоздал, когда понял, что необходимо вновь встречаться с Путиным и отыгрывать какие-то преференции для своих солдат на поле боя. Поезд уже ушел.

И завтра встреча президентов России и Турции в Москве уже ничего не поменяет. Путин с удовольствием встретится с турецким коллегой, поговорит о "делах сирийских скорбных" (для Анкары). Понятно, что и подсластит горькую пилюлю от потери влияния в сирийской провинции Идлиб. Более того, отметит, что идлибская зона деэскалации остается зоной ответственности Анкары. И вот тогда уже встанет вопрос – либо выполняете работу, о которой договаривались в конце прошлого года, либо убирайте своих военных с наблюдательных постов, раз уж им там делать нечего.

Новый этап сирийского кризиса на руку Дамаску, Москве и Тегерану

Впору вспомнить недавнее заявление российского министра иностранных дел Лаврова о том, что операция по освобождению ключевого населенного пункта провинции Идлиб (речь о Хан-Шейхуне) не нарушает никаких договоренностей между Москвой и Анкарой. "…Несмотря на все принятые меры, включая создание наблюдательных пунктов турецких вооруженных сил, обстрелы изнутри идлибской зоны, в том числе и через голову турецких наблюдателей, продолжались и даже в какой-то мере стали более интенсивными. Для пресечения подобных нарушений и подобных провокационных действий используются удары по тем целям, откуда исходят угрозы, с сирийской территории и с территории нашей военно-воздушной базы", - сказал министр, расставив все точки над "i".

На самом деле Эрдогану остается одно – сконцентрировать все внимание на другом участке сирийской границы. На том участке, который беспокоит Анкару больше всего. Речь о северо-восточных районах страны, о левобережье Евфрата, где прямо вдоль сирийско-турецкой границы окопались курдские формирования. Им помогает западная антитеррористическая коалиция, которую возглавляют США, а это значит, что и там нормально развернуться туркам не дадут. Ведь с Вашингтоном, как и с Москвой, Анкаре схлестнуться в открытую – себе дороже. Правда, о чем-то турки с американцами вроде договорились. Но вот о чем, не совсем понятно.

Эрдоган даже рискнул пригрозить своему заокеанскому натовскому союзнику, мол, если Вашингтон будет затягивать реализацию договоренностей о зоне безопасности вдоль границы, то Анкара реализует свои планы. "Я надеюсь, никто не будет испытывать наше терпение в том, что касается нашей решимости очистить от террористов границу с Сирией", - говорит турецкий президент. И добавляет: "Наши беспилотники и вертолеты уже находятся в регионе. Очень скоро наши наземные войска также войдут на территорию региона". А это значит, что противостояние в Сирии переходит на следующий этап. Более выгодный Дамаску и его союзникам – Москве и Тегерану.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.