Прорываться на европейский рынок туркмены намерены посредством 300-километрового газопровода по дну Каспийского моря. Затем по маршруту Азербайджан, Грузия, Турция и далее – в Южную Европу. Соединенные Штаты и Евросоюз уже пытаются представить этот проект (называется газопровод Транскаспийским) чуть ли не альтернативой российским "Северному потоку-2" и "Турецкому потоку".

У Украины не логика, а полный абсурд - зато стращает

Нынешние мировые реалии таковы, что глобальная геополитика, в первую очередь, зависит именно от маршрутов транзита энергоносителей. Сверхдержавы, которые воюют за свои сферы влияния по всей политической карте мира, используют этот инструментарий в качестве наиболее эффективного метода.

Все логично – даже не добыча и продажа, а просто транзит энергоносителей приносит серьезные финансовые прибыли. Причем, речь идет о таких прибылях, какие не светят другим странам, не имеющим мощной промышленности.

Пример - Украина, которая сейчас смертным боем бьется за то, чтобы не лишиться транзита российского газа в Европу. И это при условии, что Киев не устает заявлять: Москва – это его главный враг, с которым Украина ведет настоящую войну. Логики во всем этом нет изначально.

По большому счету, если воюешь с этой страной, то перестань оказывать ему услуги по транзиту газа через свою территорию – и все. Так нет, украинцы не только воюют с российской армией (которую никак обнаружить в Донбассе не могут), так еще и требуют, чтобы Россия от газового транзита не отказывалась. 

А еще стращают Европу, мол, российский газ для них – это зло, потому что европейцы подпадают под зависимость от Кремля. Что, как известно, смерти подобно. В том плане, что скоро Москва начнет диктовать свои условия и требования, от которых, зависимые от газа европейцы, уклониться не смогут.

Словом, полный абсурд, потому как на самом деле, всеми этими газопроводами, маршрутами и ценами за транзит должны "рулить" не политические интересы, не попытка усилить влияние сверхдержавы в том или ином регионе, а экономические и финансовые механизмы. Но это – в идеале. В современных реалиях геополитический фактор становится важнее, хотя от финансового, по большому счету, никто не отказывается.

Клубок газопроводов в узле противоречий

Именно поэтому сегодняшняя арена глобальной мировой политики – сплошное переплетение газопроводов и борьба за их рентабельность: два новых, строящихся по дну Черного и Балтийского моря, один, строящийся по дну Средиземного моря, и еще один – планируемый по дну Каспийского моря. Все они взаимосвязаны интересами таких сверхдержав, как Россия, Евросоюз, США, Китай.

С одной стороны Россия, у которой огромные запасы газа, на сегодняшний день самого эффективного и экологического топлива, пытается увеличивать свою долю на европейском рынке энергоносителей. Ведь Европа – самый выгодный клиент, закупающий для своей промышленности огромные объемы голубого топлива.

С другой стороны – Соединенные Штаты, которые, якобы, боятся, что благодаря газовой составляющей русские усилят свое влияние в Европе. Хотя очевидно, что в первую очередь Вашингтон бьется за свой "кусок пирога" – пытается перекрыть (ну или ограничить) экспорт российского газа в Европу, чтобы продавать свой, сланцевый.

Американский газ дороже, но зато дает возможность самому диктовать условия традиционному союзнику – европейцам. И в этой борьбе, как и в любом конкурентном бизнесе с многомиллионными доходами, все средства хороши.

Можно надавить на Данию, и та в самый неудобный момент перекроет свою территорию для строительства участка "Северного потока 2". Можно применить санкции в адрес тех европейских компаний и корпораций, которые сотрудничают со строителями "Северного…" и Южного…" потоков на Балтике и по дну Черного моря.

Можно представить дело так, что отныне основным поставщиком газа в Европу может стать восточное средиземноморье, где Израиль, Греция и Кипр скоро начнут качать газ из прибрежных вод. А еще можно сделать громогласное заявление о том, что на подходе на рынок энергоносителей Европы - туркменский газ.

Ашхабад и Баку не переиграют Москву и Тегеран

Туркменский газ (так называемый Транскаспийский газопровод), это отдельная история. Проект существует уже порядка двадцати с лишним лет, и за все это время США периодически "освежают" идею.

В последний раз это случилось несколько месяцев назад. Поздравляя туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедову, его американский коллега сказал следующее: "Надеюсь, что Туркмения сможет воспользоваться новыми возможностями экспорта газа на Запад в связи с недавним определением правового статуса Каспийского моря".

Речь, понятно, шла о том, что Туркменистан и Азербайджан могут проложить 300-километровый газопровод по дну Каспийского моря. И тогда туркменский газ пойдет в сторону Европы - через Грузию и Турцию.

После того, как эту тему поднял Трамп, туркменский президент Бердымухамедов воспрянул духом. Даже с президентом Азербайджана Алиевым о какой-то конкретике договаривался. Однако на каспийском экономическом форуме, прошедшем недавно в Туркменистане, все обломал представитель национальной иранской газовой компании (National Gas Company) Бехруз Намдари.

Он в открытую сказал, что Иран не допустит прокладки газопровода по дну Каспия. Тем более, что существует уже готовая инфраструктура, соединяющая Туркменистан с газопроводами, выходящими на европейский рынок по иранской и турецкой территории. Которыми, собственно, могут воспользоваться, а не городить огород подводного строительства.

Вообще идея диверсификации газовых поставок на европейский рынок для американцев вовсе не нова. Вообще Соединенные Штаты готовы на все, лишь бы перекрыть дорогу российскому газу. Но поступить, как с иранским газом США не могут. Перекрывая Тегерану путь на рынок энергоносителей, Вашингтон привлек к процессу своего арабского "нефтяного" союзника Эр-Рияд, с которым вместе и пытается обеспечить необходимые объемы "черного золота" на мировом рынке.

С российским газом поступить так – себе дороже. Не могут же американцы обеспечить необходимые Европы объемы голубого топлива своим сланцевым газом себе в убыток…

Как бы то ни было, уже понятно, что прожект по прокладки газопроводе по дну Каспия так и останется прожектом, ведь его не одобрят ни Россия, ни Иран.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.