В Иране, где решили продолжить планы по обогащению урана, явно прогнозировали мощнейшую реакцию мирового сообщества. А сверхнормативное увеличение запасов обогащенного урана — количество запасов уже превысило 300 килограммов — это попытка оказать давление в первую очередь на европейские страны, чья подпись в иранском ядерном соглашения накладывала определенные обязательства.

Кажется на INSTEX Тегеран отныне не надеется

Лондон, Париж и Берлин действительно встревожены, поскольку противостояние между Тегераном и Вашингтоном, грозящее в любую секунду перерасти в открытое военное столкновение, ударит в первую очередь именно по их интересам. И дело даже не в том, что иранцы не раз и не два заявляли: радиус поражения их ракет составляет две с половиной тысячи (и даже больше) километров, то есть в зону их поражения попадает Европа.

Проблема заключается в другом. В том, что американцы увеличивают давление на своих оппонентов. И вовсе не исключено, что в какой-то момент у Тегерана могут не выдержать нервы. Уж слишком тяжело приходится экономике страны, которая существует в условиях практического обнуления экспорта нефти. К тому же хваленый INSTEX, тот самый финансовый механизм, который, по идее, должен был помочь европейскому бизнесу торговать с Ираном в обход американских санкций, никак не заработает.

Не работает в первую очередь потому, что этого не позволяет Вашингтон. А идти наперекор воле заокеанских патронов европейцы действительно опасаются. Видимо, отвыкли принимать самостоятельные решения, которые не соответствовали бы геополитическим интересам Соединенных Штатов. Все это понимают также в Иране, и, видимо, именно поэтому стараются использовать хоть какой-то инструментарий, который мог бы заставить Европу пошевеливаться как минимум с тем же INSTEX-ом.

А инструмент один — угроза отказаться от ядерной сделки, которую подписали три европейские страны, Россия и Китай, и которую в одностороннем порядке покинули Соединенные Штаты Америки. Тем более, что в последнее время в ряде региональных масс-медиа все время муссируется информация, предоставленная неназванным иранским источником, утверждающим, что восемь из тринадцати моделей иранских ракет могут снабжаться ядерным боезарядом.

Иран при любом раскладе в состоянии перекрыть Ормузский пролив

Если к этому добавить то обстоятельство, что в случае чего Тегеран действительно способен перекрыть Ормузский пролив. И флот какой-никакой имеется, и те же возможности использования баллистических исследований последних лет налицо (вспомним, как недавно иранцы сбили американский беспилотник с 20 километровой высоты). Вот и получается, что страна, у которой пусть даже и не самая модернизированная армия в мире (не имеет, например, сильной современной авиации, бронетехники), способна в случае чего действительно наделать дел.

Причем тот фактор, что ирано-американское прямое военное столкновение аукнется по всему региону, беспокоит, скажем, те же Китай, Индию, Японию, Южную Корею не в меньшей степени. Ведь у каждой из перечисленных стран имеются свои соображения, касающиеся в первую очередь энергоносителей. Те же китайцы зависят от арабской нефти, перевозимой танкерами именно по Ормузскому проливу, почти что на 50 процентов. Япония – на 88 процентов, а Индия – на 63. А ведь в случае прямого столкновения все эти поставки на долгое время накроются, образно говоря, медным тазом.

В случае прямого военного столкновения Израиль будет первоочередной мишенью

Однако и это еще не все. Существует Израиль, который в случает открытого военного столкновения может стать первоочередной мишенью для иранских ракет. Не зря на днях глава комитета по вопросам национальной безопасности иранского Меджлиса Моджтаб Зоннур сделал громкое заявление именно по поводу израильтян.

"Я вас уверяю, если США нападут на нас, то Израиль просуществует не более получаса", - сказал депутат, озвучив на сей раз уже вполне неприкрытую угрозу.

Израиль, будучи олицетворением агрессивной риторики и такого же поведения в ближневосточном регионе, не может не понимать, что действительно может стать первоочередной мишенью. Однако и это израильтян не останавливает. На днях премьер-министр Биньямин Нетаньяху в очередной раз сделал громкое заявление, способное еще более накалить обстановку вокруг ирано-американского противостояния и ядерной договоренности с Тегераном.

"Сегодня я обращаюсь к европейским странам: ваши условия были нарушены. Вы выражали готовность действовать, как только Иран нарушит ядерное соглашение. Вы заверяли, что воспользуетесь автоматическим механизмом по санкциями, установленным СБ ООН. Поэтому я говорю вам: сделайте это. Просто сделайте", - сказал израильский лидер после того, как стало известно, что Тегеран сознательно и демонстративно нарушил квоту обогащения урана.

Приблизительно так же агрессивно отреагировал Тегеран. "Мы уже заявляли, что европейских мер было недостаточно, и, как объявлял Иран, мы проведем вторую фазу сокращения обязательств. Первая фаза осуществляется, она включает в себя и уран, и запасы тяжелой воды", - отметил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.

Если ко всему вышеперечисленному добавить реплику президента Соединенных Штатов Дональда Трампа о том, что Тегеран играет с огнем, то можно представить, насколько напряжена ситуация вокруг ирано-американского противостояния.

Утешить может разве что соображение следующего плана: страны, которые уже решили для себя, что будут воевать, обычно угрозами не разбрасываются. Угрозы – это инструмент для решения проблемы без применения оружия. Так что, чем больше угроз, тем меньше вероятность прямого удара.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.