Лифтовый парк Армении изношен, но пока отвечает нормам безопасности. Об этом заявила корреспонденту Sputnik Армения начальник отдела лифтов Центра технической безопасности МЧС Армении Лусине Ованнисян.

Когда лифт выходил с советского завода, гарантия ему давалась на 25 лет, и то с условием, что детали будут регулярно меняться. Теперь самым молодым советским высоткам - под тридцать лет. А лифты в них как стояли, так и стоят.

В 2007-2008 годах МЧС провел ремонт лифтов по всей республике. Около двух тысяч были отремонтированы, а 30 с небольшим – полностью заменены. Что для этого нужно?

Даже не только деньги

Если речь идет даже не о капитальном ремонте, а замене отдельных запчастей, то купить их мало – сначала надо найти. Постсоветские заводы еще работают, но выпускают уже новые модели, что сильно затрудняет поиск деталей для старых лифтов.

Кроме того, в этой сфере наблюдается серьезный кадровый дефицит: почти всем лифтерам в Ереване минимум 50 лет, а многим – и вовсе под 70. Правда, слово "многим" здесь не совсем к месту.

"Например, в Давидашенском районе Еревана работает около 300 лифтов, а обслуживают их всего четыре лифтера", — говорит Ованнисян.

Лифт
© SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS.
Лифт

Все просто: зарплаты здесь низкие, а ответственность высокая. Что произойдет, если лифтер где-то "недовинтит", лучше даже и не думать. Только об этом вот беспокоиться точно не надо.

Совесть сильнее

Человек прочнее любой техники. Это в очередной раз доказывают армянские лифтеры советской выучки. Многим из них давно бы уже сидеть на пенсии, а они все работают без единой ошибки.

Зарплата у них, как мы уже сказали, маленькая, зато совесть "большая". Две недели назад благодаря их труду спаслись несколько человек.

"В обществе много обсуждали, как оборвался трос в одном из ереванских лифтов. А на самом деле произошло следующее. Лифт в аварийном режиме спустился на первый этаж, двери сами открылись и люди вышли в подъезд. И только после этого трос оборвался. То есть все резервные системы безопасности сработали", — подчеркивает Ованнисян.

И это даже при том, что лифты нужно проверять каждый день (потом – раз в неделю, десять дней, раз в месяц и в год), но лифтеры просто не успевают: их слишком мало.

Шахта лифта
© SPUTNIK / DIANA ATOYAN
Шахта лифта

Привести пример можно на том же Давидашене. Один суточный осмотр (тросы, шахта, ловители лифта на случай обрыва троса) длится около получаса. Помножим это на 300 лифтов, а потом разделим на четырех лифтеров… наверное, можно их хотя бы просто поблагодарить?

Сам себе лифтер?

А вот этого ни в коем случае делать нельзя. Более того – это противозаконно, напоминает Лусине Ованнисян.

Да, специалистов не хватает, но в одиночку кое-какие вещи просто не сделать. Например, невозможно одному поменять трос.

"Это уголовное преступление. С лифтами могут работать только квалифицированные специалисты", — напоминает Ованнисян.

Не на что чинить – хоть не плюйся

Полностью менять лифты людям не по карману. Самые недорогие модели стоят более 10 тысяч долларов, не считая расходов на замену. Не у каждого найдутся такие деньги. Но у каждого может найтись немного культуры.

Еще в советское время решили проверить, сколько в среднем работают лифты в многоэтажках. Выяснилось, что жильцы 9-этажного дома за сутки совершают минимум 100 поездок. А всего лифтов в Ереване около 4 670.

"Мало какой автомобиль работает с такой нагрузкой как лифт. А автомобилисты, если мотор хоть чуть-чуть застучит, сразу едут к механику. Пылинки сдувают со своих машин. И те же люди, и их дети, в своих же лифтах ломают двери или поджигают кнопки зажигалкой. Речь не только об автомобилистах, конечно, а о нас всех. Немного культуры, думаю, не помешает никому", — говорит Ованнисян.

Лифт
© SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS
Лифт

И сюда наплевали

А можно ли восстановить лифты местными силами, создав в том числе хотя бы 40-50 рабочих мест?

В советское время в городе Спитак работал лифтостроительный завод. После распада Союза несколько раз заводились разговоры о его восстановлении. Только говорить тут уже не о чем, констатирует Ованнисян. На этом заводе все, что могли разграбить – разграбили, что могли продать – продали.

"А из других местных производителей пока нет никого, кто предложил бы что-то реальное", — добавила она.

Пока что денег на замену лифтов нет. Нет их у жильцов (хотя по букве закона, заботиться о своих зданиях должны мы сами). Нет их и в бюджете. Но пока что может найтись немного здравого смысла: не можешь починить – хотя бы не надо портить.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.