Последние кредитные деньги от МВФ, по программе Extended Fund Facility, Армения получила в 2017 году. После этого власти решили: помощь деньгами от МВФ больше не нужна – только советами, но теперь обсуждают с Фондом новый кредит. Зачем?

"Лекарства" и "лампочки"

Кредиты от Международного валютного фонда с 2017 года не брали. Но не потому, что считают МВФ "коварным злом". Просто МВФ выдает кредиты общего характера, на бюджетную поддержку и на пополнение валютных резервов. Целевых кредитов (на образование, ремонт больниц и др.) МВФ не выдает – для этого есть Всемирный Банк и многие другие организации.

А по новым бюджетным правилам власти Армении предпочитают именно целевые проекты. Считается, что вокруг новых инфраструктур (дорог, линий электропередачи и др) создается больше новых предприятий, которые платят больше налогов и создают рабочие места. Примерно как с обычными кредитами. На потребительский кредит мы можем взять что-то нужное (лекарства, например). Расплачиваться с банком придется из зарплаты, а зарплата осталась такой же, как была. А вот если директор предприятия, где мы работаем, взял в кредит энергосберегающие лампочки, то с помощью этих же лампочек он вернет кредит (а может, и нам зарплату прибавит).

Зачем тогда снова брать на бюджетную поддержку? То есть на "лекарства", а не на "лампочки"?

Бюджет Армении не "сидит на стимуляторах"

Соглашение, вокруг которого сейчас ведут переговоры Армения и МВФ, — это не кредит, а кредитная линия. То есть деньги у Фонда Армения будет брать только по мере необходимости. Иначе говоря, мы не сидим на лекарствах, а держим в аптечке на всякий случай. А что это за "всякий случай"?

Армения пока что импортирует больше, чем экспортирует. А значит, валютные резервы нужно постоянно пополнять. Для этого и нужны деньги.

Если мы больше импортируем, чем экспортируем, этот пробел нужно как-то восполнить. Например, в наши предприятия должны прийти зарубежные инвестиции. Или армянские банки должны взять в кредит валюту из-за рубежа с целью передать ее ("пере-кредитовать") импортерам — чтобы у них была валюта на покупку товара. Либо, в конце концов, кредит должно взять государство. Вот здесь и нужна валюта, чтобы пополнять резервы Центробанка и погашать такие кредиты, поясняет замминистра финансов Армении Армен Айрапетян.

"Но если мы в какой-то момент должны вернуть много кредитов, то у нас может не хватить валюты. Тогда мы не сможем оплачивать импорт. Вот в таких случаях мы и можем воспользоваться средствами от МВФ. А когда обстановка придет в норму, мы эти деньги вернем", - говорит Айрапетян.

При этом не нужно считать, что в Армении такой "аврал" происходит постоянно. Резервы Армении находятся на достаточном уровне. Достаточном для чего? Уточним.

Один из показателей – это на сколько месяцев стране хватает валюты, чтобы импортировать товары. Порогом безопасности МВФ обычно считает три месяца (хотя и с некоторыми оговорками, см. здесь), в Армении этот показатель обычно находится на уровне четырех.

Армен Айрапетян
© SPUTNIK / ASATUR YESAYANTS
Армен Айрапетян

Внешние резервы Армении "держат планку" и по другим показателям: с их помощью можно оплатить 100% краткосрочного внешнего госдолга (до 1 года), они составляют более 20% всей денежной массы в стране. Вдобавок, курс валюты в Армении — плавающий, менее затратный для внешних резервов.

Таким образом, новый stand-by от МВФ станет не экстренной помощью, а только "подушкой безопасности" на случай ЧП. А что МВФ потребует за это?

Вольному — воля

"Правительство любой страны само решает, как восстановить финансовое равновесие. С МВФ мы обсуждаем возможные изменения в нашей политике. Но мы сами выбираем, какие обязательства взять на себя. А МВФ только следит, чтобы эти обязательства мы выполняли. И мы не соглашаемся на те варианты, которые не созвучны политике правительства", - подчеркнул Айрапетян.

Например, правительство Армении само решило, что подоходный налог и налог на прибыль будут снижены, а акциз вместо этого будет повышен. А МВФ не запрещает Армении сокращать налоги – только хочет разобраться, как республика сохранит свой бюджет. Тут власти Армении выбрали, снова самостоятельно, повышение акциза на сигареты и алкоголь. Эти изменения планируется ввести в действие с 2020 года.

Одолжим чуть-чуть, "на всякий"

В 2019 году, по расчетам Минфина, Армения получит 490 миллионов долларов новых кредитов, а выплатит – 740 миллионов. То есть долговая нагрузка вырастет на 250 миллионов долларов. Но внешний долг правительства по отношению к ВВП уменьшится, потому что экономика будет расти быстрее, чем долг. На 2019 год МВФ прогнозирует экономический рост Армении в 4,5%, а власти Армении рассчитывают даже на 5%.

В итоге внешний долг правительства составит 6 миллиардов 953 миллиона долларов. Это 49,7% ВВП, или почти на 1% (на 0,9 процентных пункта) ниже, чем в конце 2018 года.

Планы планами, а если что-то "под момент" пойдет не так, властям Армении будет где запросить временную помощь (так сказать, "трешку до получки"). Кредитное соглашение будет представлено на рассмотрение в Совет МВФ в мае.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.