Археологические сокровища, обнаруженные год назад на территории Пелопоннеса, проливают свет на развитие крито-минойской культуры
Больше всего недоумение вызывают женские золотые украшения, найденные в мужской гробнице. AFP/Eastnews
Год назад международная группа археологов из Университета Цинциннати (США) под руководством Джека Дэвиса и Шэрон Стокер раскопала недалеко от руин дворца Нестора в Пилосе на юго-западе полуострова Пелопоннес гробницу, полную настоящих сокровищ. Погребение, датируемое предположительно 1450 годом до н.э., содержит более тысячи драгоценных предметов, что дает основание предположить высокий статус похороненного в нем мужчины 30–35 лет.
Многие поспешили связать захоронение с именем Нестора — полумифического царя, воспетого в «Илиаде» Гомера. Но, как позже пояснила Шэрон Стокер, «находка куда более значима, поскольку этот воин жил примерно за 200–300 лет до Нестора иНелея». Недавно в одном из университетов Йоханнесбурга по черепу реконструировали внешний облик мужчины из погребения.
Минойская, или крито-минойская, культура, названная так в честь мифического царя Крита Миноса, сложилась на острове Крит с 2700 по 1400 год до н.э. Основные очаги ее развития — Кносс, Фест, Закросс.
Вторжение на Крит греков-ахейцев привело к новому этапу в ее истории — возникновению микенской культуры, на которую начало распространяться влияние минойцев.
Микенская культура существовала приблизительно с 1600 до 1110 года до н.э. уже на территории европейского материка. В противоположность мирным минойцам микенское общество считалось весьма воинственным.
У цивилизации, развивавшейся на островах Эгейского моря, на Крите и в материковой части Греции с 3000 до 1000 года до н.э., есть общее название «эгейская цивилизация».
Ранее исследователи использовали другой термин — крито-микенская культура. Однако новые исследования, в том числе предметы из только что найденной гробницы, подтверждают его ошибочность и неверный территориальный охват.
Однако еще важнее исследования, связанные с самими предметами из гробницы. До недавнего времени считалось, что золотые ювелирные изделия тонкой работы, серебряные вазы, оружие и гребни из слоновой кости изготовлены на Крите. Они выполнены в минойском стиле — технике, как полагали ранее, неизвестной в материковой Греции того периода. Но мотивы рельефов на кольцах, каменных печатях и других изделиях, как пишет британская газета Guardian, говорят, скорее, о влиянии цивилизации, в 2000-х годах до н.э. процветавшей на острове Крит. Археологи, обнаружившие богатое пелопоннесское захоронение, пришли к выводу, что эти вещи были изготовлены не на острове, а на материке: на них изображены предметы, найденные в этой же могиле; об этом рассказывается в статье американского научного журнала Hesperia, посвященного искусству и истории Греции.
Например, у ног воина найдено бронзовое зеркало с рукоятью из слоновой кости, а на одном из золотых колец, которые служили символами политической власти, изображена богиня, смотрящаяся в такое же зеркало. На рельефе другого перстня богиня держит в руках предмет, напоминающий голову быка, — одна из найденных скрученных подвесок дублирует этот рельеф. Синтия Шелдерман, эксперт по крито-микенской (эгейской) цивилизации из Университета Техаса, отмечает, что элиты материковой Греции в то время могли тесно взаимодействовать с островными элитами, в частности с Крита. Понимая художественную значимость минойской культуры, греки привносили ее элементы на материк, развивая собственную культуру.
Тем не менее археологи пока не решили окончательно, кем были люди, оставившие столь богатое захоронение, — минойцами или все же микенцами, погрузившимися в минойскую культуру. Не вполне понятна и причина, по которой в гробнице найдено множество предметов женского обихода: зеркала, бусы и гребни; по одной из версий, это могло быть подношение богине загробного мира.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.