Петербургские сюрпризы: Ереван считает встречу “достаточно полезной”, Баку — “конструктивной”, но…

Глава МИД Армении Эдвард Налбандян считает состоявшуюся в Санкт-Петербурге встречу на уровне лидеров Армении, России и Азербайджана достаточно полезной. “Встреча была достаточно полезна, и, с некоторой осторожностью могу сказать, прошла в конструктивной обстановке. По некоторым вопросам президенты пришли к пониманию, что если по этим вопросам будет достигнута договоренность, то можно будет добиться прогресса в достижении урегулирования”, — заявил в беседе с журналистами глава МИД Армении Эдвард Налбандян, передает Panorama.am.

По словам министра, достигнута договоренность продолжить встречи как на уровне президентов, так и глав МИД. “Процесс будет проходить в формате председательства МГ ОБСЕ”, — добавил Эдвард Налбандян.

Министр подтвердил обязательство Армении продолжить переговоры в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ: “Не случайно, что в завершающей части встречи президентов к участию были приглашены сопредседатели МГ ОБСЕ, и президент Армении провел отдельную встречу с ними, представив свои впечатления об итогах саммита”.

Отметив, что в Санкт-Петербурге на уровне президентов достигнута договоренность о расширении состава команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ, министр указал на то, что “до сих пор Азербайджан не проявлял конструктивного подхода к данному вопросу, поскольку они в бюджетной комиссии ОБСЕ фактически препятствовали предоставлению финансирования для расширения состава команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ”, а в период между венской встречей президентов в мае с.г. и нынешними переговорами в Санкт-Петербурге Баку все время выступал с различными заявлениями, которые сложно назвать конструктивными.

“И именно в эти дни Азербайджан проводит широкомасштабные учения с вовлечением 25 тысяч солдат, тяжелого вооружения. Не считаю это конструктивным подходом накануне подобных встреч”, — сказал Э.Налбандян.

МИД Азербайджана, напротив, считает, что “встреча прошла конструктивно”.

“Встреча прошла конструктивно. Азербайджанская сторона позитивно оценивает результаты встречи. Мы верим, что эта встреча создаст возможности для достижения скорейшего прогресса в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта”, — сказал глава МИД АР Эльмар Мамедъяров.

О каком конструктивизме говорит Баку, до того настаивавший на “субстантивных переговорах”, понять сложно. Вроде никаких подвижек, способных удовлетворить Азербайджан, в Санкт-Петербурге достигнуто не было. Да и не могло быть, ибо в создавшейcя после азербайджанской апрельской агрессии взрывоопасной ситуации о предметных переговорах, тем паче основанных на Мадридских принципах, предполагающих, по сути, односторонние уступки армянских сторон, и речи быть не могло. После подобных встреч Баку обычно начинал зудеж по поводу нежелания вести переговоры ради переговоров. А тут на тебе… И это, несмотря на то, что достигнута договоренность увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта, против чего Баку до недавнего времени яростно протестовал.

И вообще все эти размытые заявления и комментарии после встречи, полные недомолвок и недосказанностей, создают впечатление некоей плетущейся интриги, вовлеченные в которую акторы стараются не делать резких телодвижений. Интрига, в частности, содержится в заявленности на продолжение на регулярной основе подобных трехсторонних встреч на уровне президентов Армении, России и Азербайджана “в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые были приглашены на завершающую часть встречи в Санкт-Петербурге”.

До петербургской встречи эксперты строили предположения о стремлении Москвы монополизировать процесс карабахского урегулирования. Сейчас получается, что о монополизации речь не идет, но Москва все же будет рулить процессом? И, судя по всему, с молчаливого согласия Вашингтона и Парижа, приглашенных на завершающую часть встречи. Честно говоря, это напомнило позицию самих сопредседателей Минской группы по поводу возвращения Арцаха за стол переговоров в качестве равноправной стороны конфликта. Посредники заявляли, что на определенном этапе Арцах так или иначе будет включен в переговоры. Т.е. после того, как Ереван и Баку согласуют т.н. “дорожную карту”, Степанакерт, который уже много лет просто периодически знакомят с результатами переговоров, пригласят к ее реализации, на, так сказать, завершающем этапе. Правда, в отличие от Арцаха, который через несколько месяцев после приснопамятного Лиссабонского саммита ОБСЕ (декабрь 1996г.) прямо-таки выдавили из-за стола переговоров (о причинах и виновниках сейчас говорить не стану), США и Франция добровольно отошли в сторонку (не в сторону), свидетельством чему заявление канцлера ныне председательствующей в ОБСЕ Германии Ангелы Меркель от 7 июня. “Россия, конечно, сыграет решающую роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Здесь мы будем использовать свои контакты, чтобы поддержать российское правительство, так жеì как и американское, и французское, как сопредседатели Минской группы, в решении конфликта в Нагорном Карабахе”, — сказала канцлер на совместной пресс-конференции с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Берлине.

Подобное заявление, наверняка, было согласовано с Вашингтоном и Парижем и прозвучало как сигнал Алиеву не хорохориться и не мешать мировым лидерам заниматься своими геополитическими проблемами. Думается, этим во многом объясняется отсутствие открытой милитаристской риторики и относительное затишье на границах Азербайджана с Арцахом и Арменией. Это, впрочем, не мешает Баку напоминать международному сообществу о своем недовольстве существующим в зоне конфликта статусом-кво, что он сделал также на двусторонней встрече с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге.

Подобным “напоминанием” являются и затеянные в преддверии санкт-петербургской встречи широкомасштабные учения на полигонах близ линии соприкосновения с Арцахом и Нахиджеваном, а также в азербайджанском секторе Каспийского моря. В учениях, проводимых под командованием министра обороны генерал-полковника Закира Гасанова, задействованы примерно 25 000 военнослужащих личного состава, более 300 единиц танков и боевых бронированных машин, более 100 единиц ракетных и артиллерийских установок, до 40 единиц военной авиации и более 30 систем противовоздушной обороны, соединения кораблей военно-морских сил и частей спецназначения. Особенностями данных учений является то, что они будут проводиться с широким применением имеющихся на вооружении новых технологических средств и вооружений с учетом сильной системы обороны условного противника. В ходе учений будут проверены способности приведения войск в высшую степень боевой готовности, проведение мероприятий по их перегруппировке, а также вопросы боевого и материально-технического обеспечения. На одном из этапов учений будут выполнены боевые стрельбы.

Министерство обороны Армении в этой связи выступило с заявлением, в котором подчеркивается, что, вопреки обязательствам, азербайджанская сторона не уведомила об учениях партнеров по Венскому документу.

Так, согласно подпункту 40.1.1 главы 5 Венского документа от 2011г., учения должны быть заявлены, если:

В них участвует как минимум 9000 человек, включая вспомогательные войска

как минимум 250 боевых танков

как минимум 500 бронемашин

как минимум 250 самоходных установок и артиллерийских средств.

В ходе обсуждений Венского документа страны договорились информировать не только об учениях, в которых задействованы максимальные по данному списку силы, но и учениях, считающихся крупнейшими, так как стран, проводящих максимальные по указанному списку учения, немного.

Одновременно, согласно требованиям пункта 66 VII Венского документа, если помимо заявленных в году учений страна планирует провести более крупные по масштабам учения, то она обязана в по возможности кратчайшие сроки и в установленном порядке сообщить об этом другим участникам.

Азербайджан не сообщил заблаговременно партнерам по Венскому документу о проведении 17-24 июня учений. В подобных случаях, в соответствии с указанным пунктом, государство обязано сделать это в кратчайшее сроки. Однако в ОБСЕ о проведении Азербайджаном подобных учений также ничего не сообщено.

При этом ОБСЕ на происходящее никак не реагирует. И уж совсем непонятно, как подобное поведение Баку соотносится с озвученной Кремлем “главной задачей” переговоров в Санкт-Петербурге, каковой, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, является — “застраховаться от возобновления боевых действий в Карабахе, не дать пропасть тем наработкам, которые были на момент возобновления насилия вокруг Карабаха”. Игнорирование демонстративного бряцания мускулами уж никак не назовешь страховкой. Это, скорее, наоборот, — попустительство, если не провоцирование. На этом фоне надежда американского сопредседателя Джеймса Уорлика на то, что санкт-петербургская встреча между лидерами Армении и Азербайджана “поспособствует построению доверия между сторонами и создаст условия для работы над рамочным соглашением по нагорно-карабахскому конфликту”, выглядит и вовсе фантастикой.

В общем, и без того считавшаяся тупиковой ситуация в карабахском процессе стала еще более запутанной. Посмотрим, куда заведут очерченные в Петербурге новые форматы консультаций и переговоров.


Гаяне Мовсесян
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.