«Одинокий китаец, родился в 1969 году, по китайскому зодиаку — Обезьяна, рост 170 см, не курю, не пью, нет братьев и сестер, желает познакомиться с женщиной 35-40 лет, ростом около 160 см, здоровой, ранее в браке не состоявшей, со стабильной работой». Стоит китайская мама на рынке в Шанхае с таким объявлением, конкурентов хватает, но у мамаши есть приманка в виде приданого — полностью выкупленной двухкомнатной квартиры.
Каждое воскресенье тысячи людей приходят в Народный сквер Шанхая, чтобы присмотреться и «прицениться» к предложениям руки и сердца. Но одиноких мужей и девок на выданье на брачном рынке — единицы. По сути, базар судеб был создан родителями и для родителей, ради взаимовыгодного сватовства. Стоят себе или ходят вдоль «простыней» с объявлениями дядьки и тетки, торгуют взрослыми детьми, словно маклеры квартирами. С другой стороны — это самое романтическое место в Шанхае.
С мыслью о романтике не согласятся незамужние и неженатые граждане Китая. Для них выставлять себя на открытое сватовство — это стыдно, и это влечет за собой потерю лица. Если встретить на рынке вакантных сердец совсем нестарого китайца, изучающего предложения, то он скажет, что пришел в сей зеленый парк чисто из любопытства.
Можно прийти со своим объявлением и свататься бесплатно, а можно повесить его на доску или веревку — такая услуга на 5 месяцев стоит около 3 долларов. Брачные брокеры торгуют безлимитными телефонными номерами по 16 долларов. Китайская свадьба — это серьезный бизнес.
Шанхайский брачный маркет для его завсегдатаев и новичков — это еще и клуб для тех, кто рожал детей в условиях государственной политики «Одна семья — один ребенок», т.е. с конца 1970-х. Разговоры между незнакомцами в этом клубе заводятся, словно дружба между собачниками, с вопроса: «У вас, простите, мальчик или девочка?».
80% брачных объявлений — это невесты. Поэтому у холостяков есть выбор, это их рынок. Но и губа у их родителей никогда не дура. Допустим, гражданка Ху женить желает своего 34-летнего сына, выпускника университета и сотрудника банка. Казалось бы, почему при таком предложении невест сын товарища Ху по-прежнему «мамин сынок»? Потому что Ху считает, что ее невестка должна иметь рост 164-168 см, и быть на три года моложе сына, рост которого — 182 сантиметра. При этом образование и уровень дохода нужны схожие.
Кроме того, как водится в Азии, особое значение придают серьезные шанхайские сваты суеверной совместимости знаков Зодиака. Для кого-то, например, может быть идеальным сочетание «теща — Свинья, жена — Змея». Внешность же зятя для заключения брака по-китайски особой роли не играет.
С другой стороны мальчиков в Китае рождается больше, чем девочек, и к 2020 году свыше 20 миллионов готовых к браку китайцев физически не смогут найти себе невесту на родине. Тогда и на девичьей улице праздник наступит, а женихам-таки придется дополнительно обогащать косметических хирургов из своих шанхайских зарплат. Или искать пару в Африке, а может, Сибири.