Реализация проекта по созданию международного транспортного коридора "Персидский залив – Черное море" позволит Армении стать ключевым узлом, соединяющим Иран с Грузией. Значимость проекта повысилась на фоне обсуждения вопроса о разблокировке коммуникаций и создании транспортного узла на Южном Кавказе.
Эксперты и должностные лица заинтересованных стран не раз отмечали, что задействование транспортного коридора приведет к изменениям в региональной логистической системе. Это подчеркивалось и в ходе недавних обсуждений темы в Ереване, Тбилиси и Тегеране.
Что говорят в армянском госаппарате?
Заместитель министра территориального управления и инфраструктур Армении Армен Симонян в интервью Sputnik Армения отметил, что реализация транспортного проекта позволит увеличить транзитный потенциал республики.
"Проект имеет особое значение для нашей страны, необходимо приложить усилия, чтобы максимально быстро его реализовать на приемлемых для всех сторон условиях", - сказал Симонян.
Инициатором проекта выступает Иран, в нем принимают участие также Армения, Болгария, Грузия, Греция.
Как сообщил Симонян, в середине апреля в Ереване состоялось заседание с участием специалистов из этих стран. В скором времени планируется подписание соглашения, по предварительным данным, церемония состоится в Болгарии. Затем в течение полугода будет сформирован координационный совет, который и определит все логистические маршруты.
Коридор должен связать иранские порты с грузинскими. Товары могут поступать из Индии и Китая в порты Ирана, оттуда по железной/автомобильной дороге – в Армению и Грузию. А уже из Грузии контейнерами – в болгарские и греческие порты.
Есть вопросы
Директор компании по перевозке грузов "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью Sputnik Армения заявил, что на словах все звучит красиво.
Он согласен с тем, что коридор необходим Армении, поскольку откроет новые возможности для нашей страны: в частности, позволит диверсифицировать поставки, свободно пользоваться портами Ирана, стать важным транзитным узлом.
Агаджанян уверен, что этот коридор нужнее Еревану, чем тот, что предусмотрен в рамках трехстороннего заявления от 9 ноября.
""Персидский залив – Черное море" – нужный нам проект. Вместо того чтобы тратить средства на открытие коммуникаций и задействование дорог через Азербайджан, надо вкладывать в коридор, предлагаемый Ираном", – сказал бизнесмен.
Однако остается множество вопросов. В частности, директора компании интересует, как именно будет реализован проект по созданию нового коридора, через какие транспортные узлы он пройдет. Если для проекта необходима железная дорога Иран-Армения, то непонятно, кто и на чьи средства будет ее строить.
В чем заинтересованы Грузия и Украина?
Немало вопросов, связанных с коридором, возникает и в соседней Грузии. Официальный Тбилиси осознает значимость проекта, но также понимает, что для воплощения его в жизнь потребуются крупные вложения.
Директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Цагареишвили обращает внимание на то обстоятельство, что коридор позволит объединить порты Ирана и Грузии. Конечно же, это – преимущество, но есть и минусы. В частности, в Тбилиси боятся потерять часть транзита из Китая.
Дело в том, что контейнеры из китайских портов доплывают до иранского порта Бендер-Аббас в среднем за 18 дней, а до грузинского порта Поти – за 32 дня.
"Проект выгоден и России, которая в случае запуска Абхазской железной дороги, сможет по этому маршруту поставлять в свою страну товары из Индии", – пояснил Цагареишвили в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он считает, что в выигрыше окажется и Украина, для которой путь в Иран через Грузию – наиболее удобный.
По подсчетам Цагареишвили, для строительства железной дороги Армения-Иран необходимо 2 миллиарда долларов. Кто будет инвестировать, пока непонятно.
Почему Тегеран выбрал Ереван
Иран не просто так выбрал именно Армению, а не Азербайджан в качестве партнера для реализации проекта. Иранисты считают, что недавние боевые действия в Нагорном Карабахе, политика Баку и Анкары в регионе окончательно развеяли сомнения Тегерана в этом вопросе. Иран окончательно определился – проект должен быть реализован вместе с Арменией.
Так, иранист Жанна Варданян заметила, что Иран нуждается в диверсификации путей, а Армения – альтернативный путь в Европу.
"Кроме того, реализация проекта через Армению позволит иранцам не попасть в транспортную зависимость от Баку и Анкары", - заметила Варданян.
В свою очередь заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян считает, что роль Армении во внешней политике Ирана повысилась, особенно после войны в Нагорном Карабахе.
По его мнению, в Тегеране учитывают те риски и вызовы, с которыми столкнулись страны региона.
"Реализация коридора через Армению исходит из жизненно важных интересов Ирана. Тегеран не совсем устраивает стремление Баку заполучить дорогу в Нахичеван путем разблокировки транспортных коммуникаций. Иранцев беспокоит и активность Анкары в этом вопросе", - заметил Восканян.
По его словам, задействование коридора "Персидский залив – Черное море" минимизирует эти риски и предоставит Армении альтернативный маршрут для выхода к Черному морю и Персидскому заливу.