Итогом внешнеполитического курса, которого стал придерживаться нынешний Госдеп США, стали трения и разногласия между официальным Тель-Авивом и нынешней администрацией Байдена. Эти трения переросли в кровавое столкновение между израильтянами и арабами, проживающими на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа и в самом Израиле.
США хотят избежать ответственности за тех, "кого приручили"
Там уже третий день продолжаются столкновения, все больше напоминающие большую войну в регионе. О ней, кстати, Израиль в последнее время практически открыто предупреждал своего заокеанского союзника. Правда, в самом Белом доме эту тему старались обходить стороной, поскольку у нынешней американской администрации, в отличие от предыдущего президента США Дональда Трампа, иные внешнеполитические приоритеты.
Так, среди внешнеполитических приоритетов Байдена (своего рода политической табели о рангах) Израиль, да и весь Ближний Восток, отнюдь не на первом месте. Более того, выяснилось, что Соединенные Штаты не прочь бы и вовсе ограничить свое влияние в некогда важнейшем для них регионе.
Сейчас, когда на головы израильтян и палестинцев обрушилось энное количество смертоносного груза (речь идет о тысяче с лишним ракет только с палестинской стороны), западные дипломаты, эксперты-аналитики и политологи стараются избегать "разбора полетов", замалчивают роль США в случившемся. Иначе им придется признать, что администрация Байдена "киксанула" с первых же ходов затеянной ею глобальной геополитической "многоходовки".
Нынешнему руководству Соединенных Штатов уж очень хочется сбросить с себя груз ответственности за своего "младшего брата", да и вообще своего политического влияния на взрывоопасный регион. Ведь в глобальной гонке за лидерство в мире американцам на пятки наступают Китай и Россия. Вот и приходится разменивать свой потенциал в локальных горячих точках, которые, собственно, американцы, сами и создали.
Невольно вспоминается расхожее выражение "мы в ответе за всех, кого приручили". Вот этого ответа и пытается избежать администрация Байдена – чтобы можно было не считаться, скажем, с интересами союзников-сателлитов, которые за прошедшие десятилетия уже привыкли к противоречиям, а также к системе противовесов, выстроенной Соединенными Штатами.
"Скрестить ежа с ужом", чтобы развязать руки
Главная же ошибка нынешнего американского Госдепа состоит в том, что он не учел: израильско-палестинский конфликт – куда более сложная задача. Это как многослойный пирог на противне с двойным, а то и с тройным дном. А испечь его так, чтобы не сжечь, действующей американской администрации оказалось не под силу. Следовало учесть массу тонкостей и нюансов, связанных с внутренней политикой как в Израиле, так и в Палестине.
Не стоит забывать и о многочисленных силах, имеющих свои интересы в зоне палестино-израильского и израильско-сирийского противостояний. А если учитывать и глобальный настрой самих американцев, пытающихся уйти от груза ответственности за страну, которой они до сих пор "давали карт-бланш", то можно понять всю сложность ситуации.
Ведь Израиль сразу по приходу новой администрации Белого дома не скрывал своего намерения спровоцировать нешуточную бучу в регионе, если Вашингтон вернется к иранской "ядерной сделке". За океан ездили руководители израильских спецслужб, объяснявшие позицию Тель-Авива, представлявшие доказательства того, насколько для них опасна "ядерная" сделка с Ираном.
Под конец у Тель-Авива не выдержали нервы, и он заявил, что израильтяне оставляют за собой право самостоятельно решать свою судьбу и предпринимать шаги по "нейтрализации поползновений Ирана". К этому следует прибавить и сложную внутриполитическую ситуацию, в которой находящийся под следствием Нетаньяху никак не мог сформировать правительство национального согласия.
Последовала целая волна диверсий против Ирана, за которыми прослеживался почерк израильских спецслужб. В несколько раз участились удары ЦАХАЛа по позициям сирийской армии и проиранских сил, расквартированных в Сирии. Все это должно было навести аналитиков Белого дома и Госдепа на мысль о том, что ситуация накаляется и в какой-то момент может взорваться.
В Вашингтоне это все предпочитали не замечать. Пытались наладить хоть какие-то отношения между региональными противниками, чтобы "сильно не рвануло". Мирили Турцию с Саудовской Аравией, Тегеран с Эр-Риядом, Израиль с целым рядом арабских стран. Словом, пытались, образно говоря, "скрестить ежа с ужом", лишь бы поскорее развязать руки.
На пороге большого политического "шухера"
И не учитывали, что кроме глобальной задачи, которую будет выполнять Израиль (не дать США "умыть руки" в регионе), начиная кровавую заварушку, в Тель-Авиве есть и такие силы, которым эта война может оказаться выгодной в силу целого ряда обстоятельств. Для того же Нетаньяху нынешняя ситуация может стать прекрасным поводом задержаться в премьерском кресле.
Кстати, то же самое можно сказать и о Палестине и ее руководстве. Во взаимоотношениях между ХАМАС (сектор Газа) и Западным Берегом тоже отнюдь не все гладко. Плюс к этому палестинское руководство уже почувствовало "слабину" во взаимоотношениях между Тель-Авивом и Вашингтоном и не могло не воспользоваться моментом. Ведь тут может быть целое море преференций (и финансовых тоже).
Не говоря уже о том, что сейчас, когда палестинские ракеты стали периодически "пробивать" доселе казавшийся неуязвимым "Железный купол", не исключено, что определенные силы могут начать поставки оружия и боеприпасов, причем в немалых объемах. Если же всполошится мировое сообщество, начнутся обсуждения на всевозможных политических площадках (ООН, например), то можно будет воспользоваться также политическими и идеологическими преференциями.
Именно поэтому сейчас конфликтующие стороны выражают диаметрально противоположный подход. Израиль утверждает, что ему никто не нужен и пусть никто не вмешивается, пока он не разделается с "гнездом террористов" (имеется в виду ХАМАС). Палестина же рассчитывает на вмешательство мирового сообщества. Словом, регион стоит на пороге "большого шухера".
Стремлением помочь "братьям по вере" "отметились" все крупные региональные государства. Правда, настрой у них разный – кто-то готов выступить посредником, кто-то – желает "наказать сионистов". Но отметились все - Египет, Саудовская Аравия, Иран, Сирия, Турция и так далее. Не остались в стороне и сверхдержавы - Россия, Китай, а также Евросоюз. Однако в первую очередь в центре внимания оказались США, кажется, вынужденные нарушить нейтралитет, который так хотелось сохранить.
Во всяком случае и советник по национальной безопасности Салливан, и пресс-секретарь Пентагона Кирби, и спикер Конгресса Пелоси высказались в том плане, что Израиль имеет право на самозащиту. Поддались ли американцы давлению еврейского лобби или же Вашингтон будет менять приоритеты, покажет время: в четверг в Тель-Авив едет заместитель помощника госсекретаря США по делам Израиля и Палестины Хади Амр. Хоть что-то…