Турецкое лобби проиграло закулисную борьбу подчистую
Чтобы спрогнозировать реакцию Анкары на использование президентом США Джо Байденом термина "геноцид" для характеристики истребления армян в Османской империи в начале XX века, следовало обратить внимание на один факт. В свое время Франция (отнюдь не последняя в списке членов Североатлантического альянса) не просто использовала этот термин, но даже на законодательном уровне предусмотрела уголовное преследование за отрицание Геноцида армян в Османской Империи. Что за этим последовало? Ничего.
То, что в последнее время отношения между Парижем и Анкарой серьезно ухудшились, не связано с позицией Франции по Геноциду армян. Испортились они из-за противоречий в Восточном Средиземноморье.
Помимо Франции, целый ряд стран-членов НАТО на законодательном уровне также признали Геноцид армян 1915 года: Германия, Бельгия, Польша…
Но даже тогда, когда Германия и Франция утвердили резолюции о признании Геноцида армян в Османской империи, и Турция не находилась в жестком противостоянии с США, официальная Анкара не рискнула в ответ предпринять какие-либо реальные шаги против своих союзников по НАТО.
А это значит, что, сколь бы турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган ни вставал в позу оскорбленного, он и сейчас ограничится всего лишь рядом декларативных заявлений.
Кстати, к этому, кажется, дело и идет, стоит лишь обратить внимание на последнее выступление турецкого лидера: "Я надеюсь, что президент США как можно скорее откажется от этого неверного шага. Считаем, что эти слова в заявлении были включены из-за давления радикальных армянских и антитурецких кругов".
Искать на геополитической арене причину "на стороне" – это для большинства высокопоставленных политиков нынешнего времени в порядке вещей. Хорошо, что есть "радикальные армянские и антитурецкие круги" в США, на которых можно свалить вину, чтобы не портить реноме на внутренней политической площадке. И уж тем более не будет турецкий лидер распространяться о подробностях, связанных с противодействием признанию Геноцида армян. Не станет Эрдоган признаваться, к примеру, в том, что даже сама возможность предотвратить использование этого термина в США ежегодно обходилась Турции в крупную сумму. Деньги выплачивались протурецкому лобби, который десятилетиями делал на этом солидный бизнес.
Байден взял трубку лишь в преддверии 24 апреля
Видимо, исходя из тех же соображений, в США особо не напрягаются.
"Мы не ожидаем изменений в наших военных отношениях с Турцией. Турция – важный союзник НАТО, и мы продолжаем улучшать отношения в различных сферах. Мы не считаем, что заявление президента как-то на это повлияет", – заявил официальный представитель Пентагона Джон Кирби.
Зерно истины в словах Кирби есть. Если Анкара смирилась с тем, что Вашингтон "кинул" ее на сотню миллиардов долларов, вычеркнув из программы по производству истребителей пятого поколения F-35, то о чем еще говорить? Не станет же Турция выходить из НАТО сейчас, когда она оказывается в изоляции в собственном регионе?
А на Ближнем Востоке, где Турция считает себя чуть ли не ведущим игроком, она приближается к полной изоляции. Этому способствует целый ряд обстоятельств. Главный фактор – резкое ухудшение отношений с нынешней американской администрацией.
Стоит лишь вспомнить, что действующий американский президент впервые позвонил своему турецкому коллеге лишь тогда, когда надо было сообщить ему не самую приятную весть о намерении 24 апреля использовать в своем послании термин "геноцид". До этого целых три месяца эксперты и СМИ гадали, когда же Байден, наконец, позвонит Эрдогану (или же соблаговолит взять трубку). Ну, хотя бы для того, чтобы объясниться по целому ряду вопросов, накопившихся между двумя странами, к примеру, по тем же истребителям F-35. Не менее проблематичной остается тема закупки Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400, которые, по мнению Брюсселя, закладывают мину под саму идею существования НАТО.
Еще одна тема для дискуссий – курдский фактор, который в регионе становится уже пушечным ядром с зажженным фитилем. Словом, к приходу Байдена к власти в США между двумя ведущими натовскими союзниками действительно накопилось огромное количество проблем и разногласий.
Однако созвонились они лишь в преддверии 24 апреля.
Эрдоган готовит завесу для предстоящих закулисных договоренностей
Разговор президентов США и Турции, даже если судить по сообщениям из открытых источников, получился достаточно сложным. Не смогли договориться ни по "курдам", ни по истребителям F-35, ни по российским ЗРК С-400. Именно сразу после этого разговора Эрдоган дал отмашку своему спецназу, который возобновил военные действия на севере Ирака против курдских формирований и (как утверждают некоторые СМИ) гражданского населения.
Сейчас Анкара сообщает о том, что среди курдов чуть ли не четыре сотни погибших, с турецкой же стороны убиты двое жандармов. Между тем, согласно независимым источникам, с турецкой стороны убито уже порядка десятка человек (как спецназовцев, так и жандармов). Но Эрдогану это особо не помогло. Слово "геноцид" все-таки было произнесено.
Единственное, что сейчас остается официальной Анкаре, так это надеяться, что в ее отношении Вашингтон будет применять метод "кнута и пряника". В данном случае "кнут" – использование термина "геноцид" – уже применен. "Пряником" же может стать то, что американская дипломатия не пойдет дальше, не станет принимать соответствующие законодательные акты относительно уголовного преследования за отрицание Геноцида армян.
В этом плане тем самым проармянским силам в США надо будет серьезно поднапрячься, чтобы заявление Байдена не стало "холостым выстрелом". А Анкара (и в этом можно быть уверенными) будет делать все возможное для пресечения дальнейших действий США в этом направлении. И происходить все это будет "в кулуарах" Белого дома.
Эрдоган на это уже намекнул.
"Надеюсь, что на запланированной нами личной встрече в июне удастся открыть новую страницу в отношениях. Мы с Байденом – не чужие друг другу люди, у наших стран есть отношения… Мы две важные страны, важные союзники по НАТО. И как же так получилось, что вы променяли Турцию на армянское лобби, не имеющее никакого отношения к альянсу?" - сказал Эрдоган.
По мнению турецкого лидера, сейчас Анкаре и Вашингтону следует "отложить отравляющие отношения темы и подумать о шагах для движения вперед".
И этим многое сказано.