Акриты в Византии -предыстория армянских казаков
Акриты (греч. ακρίτες) — особое сословие в Византийской империи, представлявшее собою организованные общины свободных крестьян-воинов, поселения которых располагались в окраинных районах Малой Азии. Акриты являлись легкой пехотой, набираемой из местного византийского населения. Apelatai в руководстве Никифора II Фоки, действовали в качестве мародёров, разведчиков и пограничников в постоянных войнах Византии с её восточными соседями. Кроме лёгкой пехоты, силы пограничников были дополнены легкой кавалерией, названной trapezitai или tasinarioi. В случае арабского набега (razzia) они поднимали тревогу, помогали в эвакуации местного населения в различные цитадели, а затем начинали набеги на противника до прибытия подкрепления. Офицеры акритов набирались из местной аристократии.
Армяне населяли восточные провинции Византии, объединенные в единую фему Армениакон. Из их числа набирались армяне-акриты, для защиты армянских территорий от иноземных набегов. Это был прообраз казачества[нет источника], возникший среди армян Крыма уже к ХIV веку, когда десятки тысяч армян бежали из Армении в Генуэские колонии Крыма, под давлением вторгшихся в страну тюркских племен.
Армянские казаки в Крыму в ХIV веке
По мнению декана истфака МГУ, академика С. П. Карпова, первые письменные свидетельства про армян-казаков относятся к ХIV веку и зафиксированы в архивах Венеции и Генуи. Так, согласно этим архивам, армяне-казаки были наемной военной силой (конницей), которые охраняли от набегов Тану и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье[2].
Масария — это книга коммерческого делопроизводства, в которой учитывались все операции. Эти книги велись в генуэзских колониях. Существовало как минимум два экземпляра каждой книги, одна отправлялась в Геную для финансового контроля, а вторая оставалась в колонии.
Так, в масари Кафы часто встречается слово «казак». Так как каждому из них консул платил деньги, то до нас дошли поименные списки этих «казаков» из которых можно определить их этнический состав. В подавляющем своем большинстве эти были армяне, чуть меньше — тюрки. Да, были и славянские имена, но незначительное количество.
Кто были эти «казаки» и для чего использовались? Это были регулярные и наемные конные отряды, используемые для обороны генуэзских владений, в том числе и Кафы.
[править]Армянские казаки в Российской империи
Среди представителей армянского казачества, можно назвать Михаила Тариеловича Лорис-Меликова, стоявшего у истоков Ереванского казачьего полка и возглавившего казачьи формирования в войне с Турцией в 1877—1878 гг.[1][4]
Также можно отметить Валериа́на Григо́рьевича Мада́това (1782—1829 гг.), князя, генерал-лейтенанта русской армии.
В 1818 Ермолов предпринял покорение чеченцев, и главным его помощником был Мадатов, покоривший восставших жителей Табасаранской области, терекоменских лезгинцев, жителей Каракайдакской провинции, повсюду действуя с небольшим отрядом, преимущественно из «татарских войск».
Затем он помог Ермолову одержать блистательную победу над акушинцами под Лавашей и занять их главное укрепление — Акушу. В 1820 Мадатов разбил казыкумыкского хана Сурхая и за две недели покорил всё ханство; организовал в нём суды, провёл дороги, учредил казачьи посты, способствовал развитию торговли и промышленности, разведению шелковичных садов, основанию конских заводов и т. п.
В 1826 он разбил персов при Шамхоре, вытеснил Назар-Али-хана из Елизаветполя и помог Паскевичу одержать победу над шахом Аббас-Мирзой и занять крепость Шушу. Перейдя в 1828 в армию, действовавшую в европейской части Турции, он одержал над турками две блестящих победы, около Правод и под Шумлой, но вскоре после последнего сражения заболел и умер. Солдаты любили Мадатова и безгранично ему доверяли. Похоронен на Ново-Лазаревском (ныне Тихвинском кладбище) Александро-Невской лавры.
Портрет его, исполненный Доу с натуры, относится к числу лучших работ художника. Волевой характерный профиль Мадатова, рука, лежащая на эфесе сабли, блестяще написанные ордена и шитье гусарских ментика и долмана, «свободная и широкая» живопись портрета — все это создает впечатляющий по своей жизненности образ одного из незаурядных военачальников первой четверти позапрошлого столетия.
Известным армянским казаком был Моисей Захарович Аргутинский-Долгоруков.
Начиная с 1830 года и на протяжении 23 лет Аргутинский-Долгоруков занимал командные должности в ходе Кавказской войны 1817—1864 годов.
1844 год. Аргутинский-Долгоруков, в чине генерал-майора, назначен командующим войсками в южном Дагестане и в Кубанском и Дербентском уездах.
1847 год. Назначен дербентским военным губернатором. Позже в том же году стал командующим войсками в Прикаспийском крае. Взял штурмом аулы Гергебиль и Салты.
1848 год. Войсками под командованием Аргутинского-Долгорукова вторично взят Гергебиль и нанесено поражение лезгинам при Мискинджи. Взято укрепление Чох, аулы Арчиб и Шалиб, отбито вторжение Хаджи-Мурата в Табасаран. За вторичное взятие аула Гергебиль пожалован в генерал-адъютанты.
1853 год. Совершил зимний переход через Гудурский перевал Главного Кавказского хребта в тыл Шамилю, вторгнувшемуся в пределы Лезгинской кордонной линии в Закатальский округ.
Другим деятелем армянского казачества был Бебутов, Василий Осипович-князь, российский генерал, герой Кавказских походов и Крымской войны.
Осенью 1846 г. Шамиль, пользуясь роспуском русских войск по квартирам, вторгнулся в Даргинский округ, но князь Бебутов не дал ему времени ни развить восстание, ни укрепиться в занятой местности: 13 октября он взял штурмом передавшийся Шамилю аул Аймяки, a 13 числа разбил на голову самого Шамиля у селения Кутишихи. Скопище Шамиля, доходившее при начале дела до 20 тысяч, обратилось в бегство, при чём Шамиль потерял 1200 убитыми и ранеными, 300 пленными, горное орудие, зарядные ящики и секиру — эмблему своей власти. На поле сражения явились к Бебутову депутаты от деревень Даргинского округа с изъявлением покорности, и к ночи не осталось в округе ни одного мюрида. С такой же энергией были рассеяны неприятельские скопища у урочищ Цухедар и Худжал-Махи.
За свой подвиг Бебутов 5 ноября 1846 г. получил орден св. Георгия 3-й степени № 462
В воздаяние благоразумной решимости, отличной быстроты в действиях и блистательнаго мужества, оказанных при овладении в бою 16 октября селением Куташи, где мятежным скопищам Шамиля до 15 тысячам простиравшимся, не взирая на их упорное сопротивление и крепкую позицию, примерною храбростию войск наших нанесено совершенное поражение
В 1847 г. князь Бебутов, во главе Дагестанского отряда, участвовал в обложении и в приступе к укреплённому селению Гергебиль; 12 октября ему пожалован орден Белого Орла; 8-го ноября он был назначен председателем Совета главного управления и начальником гражданского управления Закавказского края и 30 августа 1849 г. получил орден св. Александра Невского, его жене 6 декабря был пожалован орден св. Екатерины 2-й степени. В октябре 1850 г. Бебутов сопровождал, за болезнью князя Воронцова, путешествовавшего по краю наследника цесаревича Александра Николаевича.
27 сентября 1851 г. ему были пожалованы бриллиантовые знаки к ордену св. Александра Невского, a 22 августа 1852 г. — знак отличия за XL лет службы и ежегодная аренда в 2000 рублей на 12-летний срок.
19 сентября 1853 г. князю Бебутову поручено было начальство над особым корпусом, сосредоточенным на турецкой границе от Ахалкалак до Эривани включительно. С началом Крымской войны, князь Бебутов, перейдя Арпачай с 7000 пехоты и 2800 кавалерии, при 32 орудиях, разбил 10 ноября под Башкадыкларом наголову 36-тысячный корпус Рейс-Ахмета-паши, причём взял 24 орудия, 10 зарядных ящиков, знамя, 10 значков, весь лагерь и запасы. За это блистательное дело, разгромившее Анатолийскую армию, князь Бебутов 6 декабря 1853 г. был пожалован орденом св. Георгия 2-й степени № 96, в рескрипте Николая I было сказано:
за блистательный подвиг мужества и отличную воинскую распорядительность, оказанные в сражении 19-го Ноября сего 1853 года, на правом берегу Арпачая, где вы, с храбрыми войсками НАШИМИ, находившимися под начальством вашим, разбив втрое сильнейший против них 36-тысячный корпус Турецкой армии, бывший под предводительством Сераскира Абди-Паши, взяли при этом с боя 24 орудия, несколько знамен и весь лагерь
Венцом же славы князя Бебутова послужила кровопролитная битва 24 июля 1854 г. при селении Кюрюк-Дара, где с 18-тысячным отрядом он нанес решительное поражение 60 тысячам турок, бывших под начальством мушира Зарифа-Мустафы паши. У обращённого в бегство неприятеля взято 15 орудий, 16 зарядных ящиков, 2 знамени, 4 штандарта, 20 значков и более 2000 пленных. Подвиг этот прославился в солдатских и народных песнях, а Император Николай I, получив донесение, по рассказам кавказцев, выразился так: «князь Бебутов хочет удивить меня победой; удивлю же я его наградой». За Курюк-Дарское сражение Бебутов 9 августа 1854 г. получил орден св. Андрея Первозванного, — в чине генерал-лейтенанта — награда почти беспримерная.
Еще одним деятелем армянского казачества был Иван Давидович Лазарев.
В 1850 году назначен управляющим Мехтулинским ханством, в 1854 году — Даргинским округом.
В 1859 году — командующий войсками и начальник временного военного управления в Среднем Дагестане, перед капитуляцией Шамиля по просьбе имама отправился в окруженный Гуниб для переговоров об условиях сдачи.
В 1860 году произведен в генерал-майоры, в 1861 и 1863 годах сумел без пролития крови, исключительно за счет своего авторитета, усмирить восстания в Дагестане.
С 1865 года — командующий, с 1866 года — начальник 21-й пехотной дивизии.
В 1866 году произведен в генерал-лейтенанты.
С 1868 по 1877 годы состоял при командующем войсками Кавказской армии.
Участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, во главе обходного отряда совершил глубокий обход сильной турецкой позиции в Авлияр-Аладжинском сражении и ударом с тыла внёс решающий вклад в разгром турецкой армии, затем при осаде Карса руководил действиями осадного корпуса, награждён орденом Св. Георгия 3-й ст. — за сражение 3 октября 1877 года на Аладжинских высотах и тем же орденом 2-й ст. — за штурм Карса.
Армянское казачество сегодня
24 апреля 1999 года в Ереване состоялось учредительное заседание Международного армяно-казачьего объединения дружбы исотрудничества (МАКО ДС). 21 июня 1999 г. того же года Министерство юстиции Республики Армения зарегистрировало МАКО ДС в качестве Международной армяно-казачьей организации. МАКО ДС является негосударственной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией, не преследующей цели получения частной прибыли. Созданная на основе добровольного членства, используя возможности народной дипломатии, стремится служить делу дружбы, взаимопонимания и партнерства, укреплению связей с казачеством ближнего и дальнего зарубежья, развитию многогранного и разностороннего сотрудничества. В настоящее время в МАКО ДС состоит около 5.000 (пять тысяч) человек, в том числе потомственные казаки, представители других национальностей — носители христианской веры. За прошедшее десятилетие проделана разносторонняя работа по возрождению славных традиций казачества в Армении. Налажены партнерские связи с Кубанским казачеством, Донским казачеством, казачьими организациями Украины и Беларуси. Установлены контакты с казачьими атаманами дальнего зарубежья. Открылись филиалы МАКО ДС в Ширакской, Лорийской, Вайоцдзорской, Армавирской, Араратской областях Армении. Ведутся переговоры о создании подобных структур в Арагацотнской и Гегаркуникской областях. Открылись представительства МАКО ДС в гг. Новороссийске и Кореновске Краснодарского края РФ.
Сегодня в России и Армении, действует Совет атаманов армяно-казачьих организаций, которые объединены в международное Армяно — казачье объединение (МАКО). По словам атамана, генерал — лейтенант казачьих войск Карапета Затояна, сегодня, только на территории Армении, зарегистрировано около 5 тыс. казаков-армян. Все они зачислены в резервные войска Министерства обороны Армении, прошли воинскую службу и являются либо офицерами, либо военнослужащими Вооруженных сил Армении.[1] Среди наиболее выдающихся представителей армянского казачества, можно назвать Михаила Тариеловича Лорис — Меликова, стоявшего у истоков Ереванского казачьего полка и возглавившего казачьи формирования в войне с Турцией в 1877—1878 гг.[1][5]
Первый Большой круг (съезд) армянского казачества состоялся 17 декабря 2009 года в Ереване.
В Большом круге приняли участие около 300 представителей действующих в Армении казачьих организаций — Международное армяно-казачье объединение дружбы и сотрудничества (МАКО ДС), Армяно-российское казачье общества (АРКО) и Армянская общественная организация единства казаков имени генерал-лейтенанта князя Валерия Мадатова.
Для участия в съезде в Ереван приехали и представители российского казачества во главе с атаманом Центрального казачьего войска, членом Совета при Президенте РФ по делам казачества Валерий Налимов, атаман Терского казачьего войска, членом Совета при Президенте РФ по делам казачества Василий Бондарев и атаман Великого братства казачьих войск (ВБКВ) Валерий Никитин.