В XIX веке совпадение интересов Российского государства и целей освободительной борьбы армянского народа привело к деятельнейшему участию армян во всех русско‑персидских и особенно русско‑турецких войнах.
«Русские войска неуклонно двигались по Кавказу. В них вливались армяне: каждое освобожденное село посылало в дальнейший поход почти всех мужчин. Армяне были не только «войску вместо крыл»: к концу каждой кампании офицерский и генеральский корпус состоял из русских лишь наполовину».
Во время антироссийского восстания в Грузии, инспирированного Персией и Турцией, здешнее армянское население, значительное по численности, активно участвовало в подавлении мятежа, имевшего целью отделение Закавказья от России.
Александра I от 15 сентября 1813 года: «Всему верноподданическому армянскому народу и всем сословиям, составляющим оный, наша императорская милость. Они отличились примерным постоянством и преданностью и посреди смутных обстоятельств пребыли тверды и непоколебимы в своем усердии к нам и Престолу нашему, жертвуя имуществом своим и всеми средствами и самой жизнью».
О ратной доблести армянских воинов свидетельствует знаменитое высказывание Дениса Давыдова – героя кампании 1812 года и впоследствии одного из руководителей русских войск в Закавказье – о том, что в критических ситуациях «достаточно пригласить сотню армян, и они отобьют врага».