Техническая соль используется в разных целях – это недорогой эффективный реагент для борьбы с гололедом, она применяется для химической очистки котлов и воды для котельных, в производстве стирального порошка, стекла, бумаги, соды. Да мало ли где – вот только в пищу ее нельзя употреблять ни под каким видом.
А между тем, считает директор ЗАО "Аванский солекомбинат" Арег Гукасян, мы с вами ежедневно потребляем этот опасный продукт. Он уверен, что в Армению импортируется дешевая техническая соль, которую оптовыми партиями закупают некоторые производители пищевых продуктов.
В эфире Sputnik Армения Арег Гукасян говорил, что не нужно быть следователем, чтобы убедиться в столь опасном явлении. Уже несколько лет, как солерудник в Аване – единственное предприятие такого рода в стране – регистрирует снижение продаж, а в 2017 и особенно в 2018 годах падение объемов стало особенно резким. Вплоть до того, что прошедший год солерудник завершил с еле различимой прибылью – а ведь это бизнес, и комбинат дает работу трем сотням человек.
"Мы попробовали понять, что происходит на рынке. Наша соль вне конкуренции не только потому, что мы – единственный производитель в стране, но и по качеству и цене. Мы собрали всего лишь информацию из интернета, ту, что в открытом доступе, и обнаружили кричащие факты. В страну импортируется дешевая техническая соль, именно вследствие ее дешевизны от такого импорта в бюджет страны поступают мизерные суммы, а сама соль оказывается на рынке пищевых продуктов по цене значительно ниже, чем наша продукция класса "экстра", — говорит Гукасян.
Данные, полученные Гукасяном из Комитета государственных доходов, неопровержимо свидетельствовали о том, что в 2017-2018 годах в Армению было импортировано 7570 тонн технической соли, которая поступила в продажу. Такая соль продается в 25-килограммовых мешках – понятно, что люди для своих повседневных нужд ее не возьмут, а значит – ее покупают, в том числе, и предприятия пищевой промышленности.
Специалисты солерудника исследовали эту соль в лаборатории – выяснилось, в первую очередь, что она не йодированная, а ведь решением правительства Армении запрещена реализация не йодированной пищевой соли. Кроме того, в этой соли обнаружен большой процент нерастворимых веществ – 2%.
Для сравнения - в продукции солерудника такие вещества составляют 0,03%. Не обольщайтесь маленькими с виду цифрами – разница в 70 раз, а это не просто серьезно, это катастрофа.
Глава комбината призывал прежние, а теперь призывает и нынешние власти страны позаботиться о здоровье людей, да и поддержать добросовестного местного производителя, обеспечив равные условия конкуренции. По словам Гукасяна, на упаковках технической соли должно быть указано – причем указано так, чтобы надпись бросалась в глаза, крупно – что продукт недопустимо употреблять в пищу. Причем это требование должно предъявляться уже на границе, на таможне, до того, как товар попадет на армянский рынок.
Гукасян утверждает, что дорожные службы и "Санитек", которым вменена в обязанность уборка снега, покупают соль у аванского солерудника – поэтому он считает, что привозная соль продается производителям продуктов питания. Директор говорит, что еще не встречал документа, подтверждающего приобретения упомянутыми организациями импортной соли.
Арег Гукасян не называет конкретных имен или организации, которые этим занимаются – поскольку у него нет всей информации, он не может голословно обвинять кого-либо. Руководитель солерудника считает, что вопрос должен удостоиться внимания соответствующих органов – а, например, из СНБ пришел ответ, что это не тот вопрос, который должно решать ведомство, указав на службы, занимающиеся контролем качества пищевых продуктов.
Однако, уверен Гукасян, у таких служб просто не хватит ресурсов, технических, материальных и человеческих, чтобы проследить за подобными объемами импорта. Быть может не на уровне СНБ, но проблема должна решаться более влиятельными и весомыми структурами.
Что ж, проблема налицо, и проблема коварная. На упаковках продуктов, там, где указываются ингредиенты, фигурирует просто слово "соль" - быть может, и сам производитель введен в заблуждение и не знает, какую соль он приобрел для производства, ведь на ней никак не обозначено, что в пищу она не годится. Просто берешь с полки магазина привычный набор продуктов и несешь домой мину замедленного действия. Или даже не очень замедленного.